Страхование в сфере туризма по праву становится социально значимым видом страхования. По статистике, за год из России выезжают порядка 18 млн туристов, и практически 100% — это застрахованные путешественники. Для них страховщики разрабатывают различные продукты, с учетом типов поездок, видов активного отдыха, географических и климатических особенностей страны пребывания. Сегодня в этой нише страхования работают порядка 20 активных игроков. Их тарифы зависят от множества факторов: количества застрахованных туристов, специфики поездок, видов страховых программ и т.д.
При этом застраховаться на время поездки не так обременительно (10 застрахованных дней в Европе будут стоить от 20 до 40 евро в зависимости от программы). «Несколько дороже стоит страхование «от невыезда», потому что оно рассчитывается пропорционально сумме тура/билета/поездки. Зато такое страхование предотвратит финансовые потери в случае вынужденного отказа от запланированной поездки или ее непредвиденного прерывания», — говорит начальник отдела банковского страхования Райффайзенбанка Роман Карандин.
Путешествующим можно посоветовать оформлять полис с покрытием не менее 30 000 евро, вне зависимости от того, планируется поездка в Европу или в Египет. Данной суммы в большинстве случаев будет достаточно для компенсации расходов на оказание медицинской помощи. «Не забудьте включить в покрытие занятия спортом, если таковые предусматриваются во время поездки. Стоимость страховки при этом увеличивается в 1,5–3 раза в зависимости от вида спорта», — говорит заместитель гендиректора страхового сервиса «Гарант» Татьяна Егорова. Однако страховые события во время занятий спортом происходят очень часто, поэтому пренебрегать включением спортивных травм в полис не стоит. 15 минут использования вертолета в Европе для доставки пострадавшего с горнолыжного склона в ближайшую больницу стоит 1500 евро, 1 койко-день в Европе — от 800 евро, оперативное вмешательство в случае спортивных травм — от 10 000 евро, транспортировка на родину после госпитализации в странах Юго-Восточной Азии, когда рейс уже пропущен, — от 12 000 руб.
Туристам, предпочитающим активный отдых, страховщики рекомендуют приобретать дополнительный страховой полис с более широким покрытием. Минимальный полис в среднем стоит 1 евро в сутки. Для часто летающих путешественников мы предлагаем покупать годовой полис. Срок действия полиса в течение года может варьироваться и составлять от 45 до 365 дней. В таком случае один день страхования может стоить 0,3–0,4 евро. Полис можно купить как в самой компании, так и не выходя из дома. По данным «Ингосстраха», полисы для выезжающих за рубеж все чаще покупают через Интернет.
Еще одной тенденцией рынка можно отметить рост индивидуальных путешественников, которые самостоятельно приобретают билеты, получают визы, бронируют гостиницы и покупают страховые полисы. «Такие клиенты являются самыми продвинутыми и зачастую приобретают туристические полисы с расширенным покрытием, включающим, например, страхование от несчастных случаев, багажа, страхование от отмены поездки и т.д. Что касается цены, то стандартная программа для стран шенгенской зоны с минимальным покрытием 30 000 евро будет стоить 1,65 евро в день», — рассказала замначальника управления страхования путешествующих «Ингосстраха» Лариса Антонова.
Особое внимание следует обращать при покупке полисов для детей до трех лет, беременных женщин и для лиц старше 60 лет. Страховщики могут включать франшизу для этих категорий либо вообще отказывать в оказании помощи, так как оказание помощи таким категориям может быть отнесено к исключениям, прописанным в правилах страхования.
«При наступлении страхового случая важно уведомлять страховщика в кратчайшие сроки: компания — ассистанс страховщика может вызвать доктора самостоятельно, организовать транспортировку и прочие медуслуги. В случае самостоятельного решения всех вопросов без уведомления страховщика застрахованный рискует получить отказ в выплате», — отмечает Егорова. Нужно разделять два типа события: если это критическая ситуация, когда решается вопрос жизни и смерти, то, безусловно, клиент или его близкие люди должны незамедлительно обратиться к специалистам. Но необходимо при первой же свободной минуте позвонить на «горячую линию» и сообщить о случившемся. Это важно, потому что специалисты смогут помочь клиенту в такой трудной ситуации и снять с него часть забот.
Если угрозы жизни человека нет (например заболел зуб), то прежде чем обращаться к врачу, требуется связаться с сервисной компанией. Предельные сроки, конечно, определены. Но многое зависит от самого клиента. «Специалисты обязательно спросят, где клиент сейчас находится и куда ему удобно приехать, в какое время и так далее. Нам важно понимать, насколько ситуация опасна», — сообщила директор департамента медицинского страхования СГ «Уралсиб» Наталья Харина.
Туристы могут сэкономить средства, купив страховку с франшизой. Это инструмент страховой компании, позволяющий незначительно снизить расходы, а значит, и рассчитать более низкую премию (применить понижающий коэффициент). Обычно размеры франшизы невелики, ее применение — нормальная практика на европейском рынке. «Клиент (если, конечно, он покупает страховку самостоятельно) может определить для себя сам, какой продукт ему выбрать, с франшизой или без», — говорит Карандин. Если же цели сэкономить нет и во время отдыха хочется полностью расслабиться и забыть о всех тревогах, можно подумать и о том, что будет за границей, и о том, что может произойти дома, предупреждает Марина Лазуткина из БКС Премьер.
«Мы рекомендуем приобретать дополнительно страховку для багажа, на случай обострения хронических заболеваний и от несчастного случая в поездке. Кроме того, страхование квартиры на время поездки и оказание юридической помощи за границей также не будут лишними», — заключила управляющий директор департамента массовых видов страхования группы «Ренессанс Страхование» Екатерина Кузьминова.