Что отсюда следует? Курортный Крым становится едва ли не самым дотационным из всех российских регионов — федеральному бюджету он будет обходиться дороже Камчатки. Для справки: на полуострове проживает примерно 2 млн жителей, по этому показателю Крым занимает 26-е место среди российских регионов. Если бы поток денег из Москвы доходил до каждого крымчанина от мала до велика, то эта рента составила бы примерно 50 тыс. рублей в год. Но это, конечно, детские мечты.
На самом деле то, к чему приведет щедрость Москвы, показывают дотационные регионы Северного Кавказа. По дотациям они до Крыма ходили в чемпионах. Бюджетные деньги — особенно как это будет происходить в Крыму с дотациями, которыми по своему усмотрению будет распоряжаться местная власть, — неминуемо развращают чиновников. И чем больше денег оказывается в их распоряжении, тем этот процесс быстрее. Можно не сомневаться, что Счетной палате, а потом и Генпрокуратуре скоро надо будет прописывать своих ревизоров в Крыму, благо климат располагает. К тому же в Крыму появится игорная зона. С одной стороны, она должна приносить в местный бюджет по 25 млрд рублей в год, а с другой — где зеленое сукно, там и любители легких денег, среди которых самый разнообразный криминальный элемент — от «профильных» шулеров и катал до вседорожных рэкетиров.
Есть и еще одна сторона. Киевские силовики, как известно, обещают 9 мая 2015 года встретить в Севастополе. Это, конечно, не более чем пиар, ничего подобного не произойдет. Но кое-что происходить будет. Что опять позволяет провести параллель с Северным Кавказом.
Сказанное не значит, что Крыму не стоит помогать. Это значит, что на место одних проблем, как это всегда и случается, придут другие, к чему надо быть готовым.
Что может остроту этих проблем снизить? То же самое, что снизит их на Северном Кавказе, — рост экономики. Шансы у Крыма есть. Во-первых, вино. ЕС принимает меры по ограничению импорта любой продукции из Крыма, значит, главный для крымского вина рынок — материковая Россия. Этот рынок сейчас активно стимулируется, но все равно конкурировать крымским виноделам на первых порах придется только с импортом, так что перспективы у крымчан налицо. Во-вторых, курортная индустрия. Здесь все в руках крымчан, главное — не зарываться с ценами и последовательно развивать всю соответствующую инфраструктуру. В-третьих, земля. Дорожающая земля сама по себе фактор роста — это актив, который принимают в расчет банки, предлагая кредиты.
Все это совершенно очевидные вещи. Я их повторяю только для того, чтобы подчеркнуть: распределяя бюджетные ресурсы, крымские власти должны исходить из того, что в их руках не лампа Аладдина (дотации навсегда), а лишь источник развития конкурентных преимуществ региона. В конце концов, Крым не Чукотка.
Вот только федеральный бюджет в этом подает Симферополю плохой пример. В поисках баланса, в том числе и под влиянием трат на Крым, на федеральном уровне сокращаются остальные расходы, и под нож попадают именно те, что в первую очередь связаны с непосредственной поддержкой экономики. Расходы на национальную экономику к 2017 году сокращаются по сравнению с 2014-м на 2,7%. Конечно, в России есть мощные госкомпании, но они действуют в собственных интересах — конкурентоспособность экономики в целом, как показывает опыт, их мало заботит. Крым же должен в первую очередь укреплять свой экономический потенциал.