Штраф был наложен за то, что BNP неоднократно нарушал санкции США против «стран-изгоев» типа Ирана, Судана и Кубы, перечислив туда в общей сложности миллиарды долларов. Еще больший штраф (до $15 млрд) может быть наложен на один из крупных немецких банков. Якобы в обход западных санкций он вел операции с Сирией и Ираном.
Иностранные банки для вашингтонского официоза — любимый «мальчик для битья» и попутно источник поступлений в бюджет в форме штрафов. Поводы для наказания бывают самые разные: от отмывания «грязных» денег до большой политики, неправильной с точки зрения Белого дома. В связи с событиями на Украине под раздачу попали несколько российских банков. Штрафовать их американцы не могли — не их юрисдикция. Да и наказать надо было не за финансовые нарушения, а за «близость к президенту Путину».
Посему к ним были применены санкции другого рода. Эмитированные этими банками кредитные карты Visa и MasterCard перестали обслуживаться во всем мире, их активы в США и в американских банках во всем мире были заморожены.
Однако пока в «черных списках» американского минфина фигурируют лишь немногие и второстепенные игроки российского кредитно-финансового сектора: Собинбанк, банк «Россия», СМП-банк, ИнвестКапиталБанк и т.п. Нет там ни Сбербанка, ни ВТБ, ни Газпромбанка, ни Альфа-банка, ни кого-либо еще из этого ряда.
Но лиха беда начало. Если когда-то бесконечные «китайские предупреждения» Вашингтона будут претворены в жизнь, то в ответ на упорство Кремля в отношении Украины могут быть введены в действие секторальные санкции, затрагивающие целые сектора экономики. И вот тут теоретически могут пострадать все российские банки чохом.
Но от этой теории до практики — немалая дистанция. Крупный американский бизнес призывает Обаму оставить в покое российскую экономику и связанные с ней американские бизнес-проекты (самый крупный из которых — освоение арктических месторождений нефти «Роснефтью» и Exxon Mobil). Агентство Bloomberg приводит высказывание официального лица, пожелавшего остаться анонимным: по его словам, «санкции, направленные даже против ограниченной группы крупных российских банков, могут нанести ущерб экспортным возможностям американских компаний, поскольку они замедлили бы российскую экономику и сделали бы импорт американских товаров более дорогостоящим для России вследствие обесценивания российского рубля».
Bloomberg сообщает, что представители американского бизнеса проводят встречи с министром финансов Джеком Лью, министром торговли Пенни Притцкер и другими представителями обамовской администрации, убеждая их не прибегать к санкциям — в частности, против крупных российских банков. Торговая палата США и Национальная ассоциация промышленного производства провели пиаровскую кампанию в крупнейших газетах: The New York Times, The Wall Street Journal, The Washington Post, — чтобы проинформировать о вреде антироссийских санкций для американского бизнеса.