Законопроект, который предполагает участие инвесторов из ЕС и США в управлении газотранспортной системой Украины, был внесен в Верховную раду 3 июля премьер-министром Арсением Яценюком. Он уверял, что этот документ «даст возможность привлечь европейских и американских партнеров к эксплуатации и модернизации украинской ГТС». С ходу законопроект принять не удалось — некоторые депутаты высказались против передачи управления газовыми трубами частным компаниям. В результате «за» проголосовало только 170 украинских парламентариев из 226 необходимых.
На следующий день, 4 июля, ситуация изменилась — и закон удачно прошел первое чтение. «Вполне возможно, что за ночь зарубежные энергетические магнаты подключили свой административный ресурс в руководстве Украины, и все несогласные превратились в согласных», — полагает зам. директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Новый закон снимает ограничения на передачу в аренду или концессию магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа Украины. Это препятствие было искусственно создано несколько лет назад, чтобы украинские энергетические активы не достались «Газпрому». Российская монополия за счет их поглощения могла бы взять контроль над, пожалуй, самым ценным и доходным бизнесом Киева и отключить украинцев от возможности воровать топливо «Газпрома», экспортируемое в Европу.
Теперь эти активы достанутся американцам и европейцам. Уже называются конкретные компании, которые могут взять в аренду трубы и газохранилища Украины — Shell, ExxonMobil и, возможно, ConocoPhillips. Еще весной представители США начали брать на себя управление украинским топливным комплексом. В середине мая сын вице-президента США Роберт Хантер Байден вошел в совет директоров крупнейшего украинского частного производителя газа Burisma Holdings. Судя по всему, теперь западные эмиссары станут менеджерами и государственных предприятий — «Нафтогаза» или «Укртрансгаза», либо новых компаний, которые Киев собирается создать на их основе.
Очевидно, что американцев не удовлетворит только трубный бизнес или хранилища топлива. Они нацелены на восток страны, где находятся месторождения сланцевого газа. США обещали, что смогут частично заменить Россию на европейском энергорынке. Однако идея с поставками странам ЕС собственного «голубого топлива» (как сланцевого газа, так и сжиженного) провалилась — рентабельность такого экспорта была отрицательной, поскольку себестоимость и расходы на транспорт превышали конечную стоимость газа.
«Освоение украинских месторождений, хотя их потенциал пока также вызывает сомнения, позволит США создать ресурсную базу для экспорта топлива непосредственно рядом с границами ЕС. Это является одной из причин, почему сейчас на Донбассе идут боевые действия и гибнут люди», — считает Алексей Макаркин.