Какие обстоятельства обусловили негативный прогноз? Moody's на своем сайте в Интернете приводит два главных фактора, отрицательно влияющих на российский рейтинг: это растущая подверженность России геополитическим рискам и снижение в среднесрочной перспективе темпов экономического роста РФ.
Первый из этих двух факторов более детально разъясняется следующим образом: «...Подверженность страны геополитическим рискам увеличилась с распространением конфликта между Россией и Украиной, который с Крыма перешел на восточную часть Украины. Moody's считает, что ситуация на востоке Украины является более сложной, чем в Крыму, с учетом сложного состава сепаратистских сил и разгула насилия». Далее рейтинговое агентство констатирует: «Санкции против России пока были в основном направлены против индивидуумов, но страны G7 подтверждают возможность более широких санкций, целью которых являются определенные секторы экономики». Moody's видит в будущем кредитные риски для российской экономики.
Говоря о втором факторе, Moody's упоминает такие особенности российской экономики, как «отсутствие структурных реформ» и «сокращение работоспособного населения». Moody's ожидает, что в 2014–2018 годах ежегодный рост российского ВВП не будет превышать около 1,7%: в предыдущий период рост экономики РФ достигал 3% в год. Падение ВВП у России, отмечает Moody's, будет более резким, чем у сопоставимых стран — Индии, Италии, Казахстана, Мексики и Южной Африки, у которых ВВП в указанный период сократится в среднем лишь на 0,2% (оценка Международного валютного фонда).
Ну, а почему же Moody's решило пока оставить в силе нынешний кредитный рейтинг России — Baa1? Потому что есть и определенные позитивные факторы: «очень большой размер экономики России (четвертая по величине в Европе)», а также «очень низкие долговые показатели» и «крупные золотовалютные резервы». Все это «поддерживает кредитоспособность» России и служит «значительным буфером против внешних шоков», указывает Moody's.
Но, несмотря на все это, в будущем рейтинг России может быть понижен, «если произойдет дальнейшая эскалация украинского кризиса», подчеркивает Moody's. Последствиями такой эскалации могут быть «более жесткие и длительные санкции... ускорение темпов бегства капитала» из России и затруднение доступа российских банков и корпораций на мировые рынки. Если же на это наложится еще и снижение мировых цен на энергоносители, то для России, «с учетом отсутствия диверсификации» ее экономики, это не сулит ничего хорошего.
Ну, а теперь несколько слов не о России, а об оценивающих ее рейтинговых агентствах (два из трех снизили кредитный рейтинг РФ во время крымского кризиса). Колумнист Deutsche Welle («Немецкой волны») Франк Зирен пишет: «Рейтинговые агентства борются за внимание и доверие крупных инвесторов. Эта конкуренция между ними требует, чтобы их рейтинги были как можно более нейтральными и точными». Однако глобальный кризис, разразившийся в 2008 году, показал, что «агентства спят в одной постели с американскими банками», чьи сомнительные финансовые инструменты (якобы надежные, если верить тогдашним оценкам агентств) едва не столкнули в пропасть всю мировую финансовую систему. В немалой степени, указывает аналитик Deutsche Welle, это происходит потому, что банки платят рейтинговым агентствам за оценку кредитных достоинств их финансовых продуктов. (Маразм, да и только. — И.Б.)
И если раньше, до кризиса 2008–2009 годов, рейтингам «большой тройки» американских агентств — Fitch, Moody's и Standard & Poor’s — доверяли, в том числе и их оценкам кредитоспособности государств, штатов, городов и т.д., то теперь инвесторы не спешат бежать из той же России, несмотря на снижение рейтингов и ухудшение прогнозов. А немецкий аналитик Зирен пишет в этой связи, что, может быть, всем пойдет на пользу задуманное русскими и китайцами создание альтернативного рейтингового агентства. Да и европейцам давно бы пора создать что-то свое. Любая монополия только во вред — в том числе и в области кредитных рейтингов.