В страну Суоми россияне едут не только ради отдыха на лоне красивой, чистой и во многих местах нетронутой природы — напомним, это самая зеленая страна Западной Европы, 86% которой занимают леса, а 9 % озера, — но в первую очередь — за покупками. Для сравнения: если путешествия ради самих путешествий является целью 39 процентов россиян, приезжающих в Финляндию, то шоппинг-туризм — почти 60-ти процентов. Цифры говорят сами за себя — в 2013 году наши сограждане потратили в этой стране 1,2 млрд евро!
Высококачественные промышленные товары, экологически чистые продукты питания вызывают неизменный интерес и спрос у россиян.
- Торговля с Россией имеет для Финляндии наибольшее значение среди всех стран ЕС, - говорит исполнительный директор финской коммерческой Федерации Юхани Пеккала. - Но с середины прошлого года спрос со стороны российского потребителя начал сокращаться, в начале 2014 года этот спад усилился. В этом году экспорт из Финляндии в Россию снизился на 16%. Это в первую очередь связано со падением курса рубля и частично — в результате санкций ЕС.
Такое снижение не может не беспокоить наших финских партнеров, ведь Россия является главным партнером Суоми в сфере розничной торговли. Также многие финские компании имеют свои филиалы у нас в стране и намерены активно расширяться в этом направлении. Например, крупнейший концерн, производящий знаменитый плавленый сыр, несколько лет назад открыл в Московской области филиал.
- В Ершово Московской области мы производим плавленый сыр, который в России хорошо знают и любят, - рассказывает Мика Коскинен, директор по продажам в РФ. - Все ингредиенты здесь финские, производство идет по финским стандартам, но с учетом пожеланий россиян. Например, для российского рынка мы не используем растительные жиры, консервирующие и прочие добавки. Потому что русские потребители уделяют этому большое значение, тогда как для финских главное — разнообразие вкусов. Российский рынок для нас очень важен, ведь каждая 7-я упаковка продается в РФ.
Не меньшую заинтересованность в сохранении давно сложившихся партнерских отношений с Россией проявляют и на другом крупнейшем предприятии Финляндии — кофейном концерне «Паулиг».
- Между прочим, Финляндия занимает первое место в мире по потреблению кофе на душу населения, - говорит генеральный директор фирмы Елиса Маркула. - А в Москве наша компания занимает второе место среди производителей натурального кофе. Правда, кофейные привычки финнов и русских довольно сильно отличаются. Например, 70% вашего рынка занимает растворимый кофе, тогда как в Финляндии на него приходится всего 1%. Мы хотим приучить россиян к хорошему кофе, и Россия играет для нас очень большую роль. У нас есть также завод в Тверской области, за прошлый год объемы производства там выросли на 24%, за позапрошлый — на 22%. А вот в этом году рост составит всего процентов 10 — из-за украинских событий...
...Проводя экскурсии по своим заводам, финны поясняют: «Вот эта линия у нас закуплена в США, эта — в Германии, а вот те роботы — японского производства». В работе огромного организма, который представляет собой современное производство, задействована и взаимосвязана продукция из самых разных стран. Убери одну из составляющих — и отлаженная работа нарушится. То же касается и и рынков сбыта, торговых взаимоотношений, финансовых потоков. Мир сегодня стал един, все мы зависим друг от друга, и нарушение этого единства ударит по каждому. Поэтому финское руководство высказывается за дипломатическое решение конфликта между Россией и Украиной и выступает против санкций в отношении России.