Причина первая: доступность
Попасть в республику можно двумя способами. На самолете до Адлера, а оттуда до границы на общественном транспорте, или поездом Москва—Сухум, который с недавнего времени начал курсировать между нашими странами.
Выгода поезда по сравнению с самолетом составит всего рублей 800, при этом идет железнодорожный состав — с учетом остановки на границе — около двух суток. Стоимость же билета на самолет до Адлера туда-обратно в летний период составляет около 19–21 тысячи рублей за двоих. (В Абхазии есть довольно крупный аэропорт неподалеку от Сухума, но его уже несколько лет не используют.)
Дорога от приграничного Псоу до столицы страны — Сухума — чуть больше 100 километров; за полтора часа пути из окна рейсового автобуса (за билет я отдал 150 рублей) можно увидеть практически всю туристическую часть страны. Все основные города: Гагра, Гудаута, Новый Афон и Сухум — сосредоточены у морского побережья, вдоль которого и проходит Сухумское шоссе.
Несмотря на то что это, казалось бы, «парадная» дорога, здесь в изобилии попадаются разрушенные здания. Все это — наследие войны, которую в 1993–1994 годы Абхазия вела с Грузией. Отреставрировать их за 20 лет властям было некогда — они, как и таксист Арам, предпочитают «кайфовать». Благодаря этому города республики — настоящая находка для так называемых урбанистов и «сталкеров» — туристов, которые обожают забираться в разрушенные здания и устраивать внутри постапокалиптические фотосессии.
— А какой смысл тратить деньги на эти здания? В них никто не живет, сносить их дорого… Самое главное, что дороги в порядке и люди тут хорошие. Разве этого мало, чтобы сюда ехали туристы? — заметил в разговоре со мной местный житель Наур.
Он, как и многие жители республики, существует лишь за счет туристов из России; им его семья сдает летний домик в Гагре. По словам Наура, поток отдыхающих год от года растет, но недостаточно быстро. Причина этого, по мнению местного жителя, кроется в развязном поведении его соплеменников.
— Работы нет, отсюда наркомания и воровство. Украсть у туриста камеру или разбить стекло машины, чтобы вытащить телефон, — дело обычное. Молодежь не понимает, что один такой обворованный турист расскажет десяти друзьям в Москве о том, как тут опасно… — с грустью заметил Наур.
Впрочем, в криминальном плане Абхазия, как ни странно, довольно безопасна. Грабежей, убийств и изнасилований здесь намного меньше, чем в любом регионе России. Связано это не только с тем, что в стране все друг друга знают, но и, как ни парадоксально, с невероятным количеством боеприпасов и единиц огнестрельного оружия, что находится на руках у жителей страны. При этом оружие тут уже часть культуры и фактически такой же привычный атрибут, как шнурки или автомобиль.
В этом я убедился в первый же день моего пребывания в Сухуме. Мы с парой моих знакомых, среди которых были абхазы, вышли из большого кафе на набережной, и тут с соседней улицы донеслись звуки... автоматных очередей!
— Это что, из «калаша» стреляют? — изумленно спросил я у своего спутника, сотрудника милиции. — Наверное, разборка? Там кричат!
— Да будет тебе, какая разборка, брат! Может, свадьба у кого или день рождения, просто весело людям. Это же Абхазия — не напрягайся, кайфуй!
Причина вторая: простота нравов
У абхазов практически нет никаких условных барьеров в общении друг с другом. Если вы сидите на лавочке в парке или разожгли костер на берегу моря, идущий мимо местный легко может подсесть к вам и начать разговор. И при этом здесь не принято просить подсевшего к вам человека уйти. Это воспринимается как оскорбление. Законы гостеприимства превыше всего. Если вы наняли автобус или такси, не удивляйтесь, если водитель вдруг остановится и подсадит в машину какого-либо прохожего. В стране, где все друг друга знают, для абхаза поддерживать хорошие отношения с согражданами важнее, чем с вами.
Кайфовать тут любят часто и помногу. Однажды вечером я был приглашен на небольшое застолье. Когда настала пора уезжать, я оценил наше со спутником состояние и взмолился о такси. Здесь оно, кстати, по карману почти каждому: поездка по городу стоит 150–200 рублей. Если едете на дальние расстояния, то готовьте 1000–2000 рублей.
— Не волнуйся, брат, я за рулем! Довезу по-братски на раз! — сказал как отрезал друг Левон, который пил не меньше, чем я. И пригласил меня в автомобиль.
Кстати: прежде чем переходить в Абхазии дорогу даже по пешеходному переходу и даже на зеленый сигнал светофора, убедитесь, что автомобили снижают скорость. Правило, что пешеход всегда прав, тут не работает. ДТП являются главной причиной смерти молодых людей в республике. Это настолько серьезная проблема, что во время недавнего народного схода в Сухуме люди требовали в том числе и ужесточить меры в отношении пьяных лихачей.
…Ехать, точнее, лететь со скоростью 150 км/час с пьяным водителем по оживленному городу — пережить такое лютому врагу не пожелаю. Еще в больший ужас я пришел, когда нас остановил гаишник. «Вот так водители становятся пешеходами…» — грустно подумал я, посмотрев на Левона. Наивный! Дальнейший диалог привожу без купюр, благо он очень типичен для Абхазии.
— Эй, брат, ты куда летишь, там знак висит, 60 ехать можно, а ты 140 несся!
— Да где знак, что ты рассказываешь?
— Эй, да ты пьяный, что ли? А ну выйди сюда, давай права!
— Да какие права, у меня их не было отродясь!
— Не, а зачем пьяный за рулем катаешься? Как нехорошо, да еще так быстро!
— Эй, да ладно, а ты никогда пьяный не ездишь, можно подумать!..
— Я, если пьяный, аккуратно вожу машину, а не ношусь как угорелый, совести у тебя нет!
— Слушай, ну друг из Москвы приехал, вот Абхазию показываю, а ты вот сейчас все портишь своими придирками…
— А чего приехал — в море купаться будешь? — поинтересовался уже у меня второй автоинспектор в ранге майора. Он сидел в кабинете на посту, куда мы в сопровождении первого инспектора были вынуждены проследовать. — А у кого в гостях были?..
Левон назвал какие-то имена, адреса и похвалил последнего хлебосольного хозяина, особенно отметив, как хороша у того была чача. Товарищ майор усмехнулся и извлек из стола бутылочку:
— Вот это чача — сами делаем, попробуй! Не то, что та фигня, которую вы там пробовали…
Причина третья: природа
Абхазия — страна, созданная для спортивного туризма, в частности, для рафтинга и сплава. Правда, самостоятельно отправляться в плавание стоит, лишь если вы кандидат в мастера спорта. Реки Абхазии представляют собой либо спокойные ручьи, либо сразу бурный поток пятой категории сложности. Вообще с реками стоит быть аккуратнее. Возле небольшого притока реки Кодор я увидел венки с фотографиями трех молодых ребят. Каменистая река, где в самом глубоком месте воды по пояс, как мне казалось, не может таить опасности. Да, вода ледяная, но ширина всего метров восемь…
Так думали и погибшие ребята. Как мне рассказали, они, соблюдая простое правило перехода горной реки, взялись за руки. Но не рассчитали свои силы. Им свело мышцы от холода уже через пару метров — один упал и потянул за собой других. Быстрое течение не позволило ребятам спастись: сильнейший поток буквально измельчил их о жестокое каменное дно. Потому в пешем походе по Абхазии при переходе горной реки нельзя пренебрегать обвязкой.
Отправляясь в пеший поход по стране, стоит очень внимательно продумать свой маршрут. Горы сплошь заросли густыми лесами, а потому заблудиться тут можно элементарно. Со мной в группе шел 45-летний мужчина из Нижнего Новгорода. Человек физически подкованный, спортивный, в прошлом военный. Однако, по его словам, в своем первом походе по Абхазии он решил сойти с маршрута и вернуться к поселку, который его группа прошла за час до этого. Смеркалось, но турист решил, что бояться нечего и он легко найдет дорогу. Кончилось это тем, что он свернул сначала не на ту тропу, затем решил срезать там, где нельзя. В итоге бедняга бродил по лесам почти три дня, имея из еды лишь один шоколадный батончик.
К счастью, на третий день странствий, когда он из последних сил забрался на гору, на горизонте показалась ЛЭП. Ориентируясь по ней, за 8 часов узник абхазских джунглей добрался до цивилизации.
Причина четвертая: дешевизна
Если вы привыкли к фешенебельным отелям, обслуживанию по высшей категории, то в Абхазию ехать не стоит. Но если вы любитель бюджетного отдыха, то это идеальная страна для вас. Еда доступна и стоит недорого, по жилью всегда легко можно сторговаться. Множество достопримечательностей, раскиданных по небольшой территории страны, дают огромные возможности для экскурсий. Местные жители очень любят свою историю, и в любом месте найдется человек, который обязательно расскажет вам что-то эдакое про ту или иную местность.
Самыми дорогими населенными пунктами Абхазии являются Гагра и Пицунда. Средняя стоимость номеров в разгар сезона в гостиницах начинается от 2000 рублей, в частных — от 1500 рублей. Для сравнения, в столице страны — Сухуме — проживание в гостинице обойдется в 1200 рублей. Впрочем, частный сектор никто не отменял. Торги за комнату начинаются от 1000 рублей. Но не стоит спешить и сразу соглашаться смотреть то жилье, которое вам предлагают зазывалы, едва вы вышли из автобуса. Если походите по городу сами, то найдете немало объявлений о сдаче: их размещают прямо на воротах дома. Выбирая жилье, помните: чем дольше вы готовы идти к морю, тем больше вам удастся сэкономить.
Что касается еды, то по сравнению с теми же курортами Краснодарского края Абхазия куда дешевле. Средний счет в дорогом кафе на набережной Сухуми обошелся мне в 400 рублей — и это при том, что ешь «от пуза». Обычный обед в кафе попроще обходится в 200 рублей — и то если решите пропустить после обеда стаканчик вина или кружечку пива. Страна очень хлебосольная: даже если вы просто закажете мясо без гарнира, вам все равно положат нарезанных овощей «по-братски».
Причина пятая: пляжи
В последнее время абхазские пляжи приятно поражают своей чистотой. Особенно эффектно они выглядят на фоне заваленных мусором пляжей Краснодарского края.
Пляжи Гагр — самые развитые во всей Абхазии. Тут обилие кафе, пунктов проката оборудования для серфинга, дайвинга, каякинга и многого другого. Береговая линия состоит из участков как песочных, так и галечных. Практически везде можно получить шезлонг за 100–200 рублей в день.
Пляжи Сухума — сплошь галечные, находятся в черте города и очень красивы благодаря старой императорской набережной, от которой и берут свое начало. Тут с инфраструктурой дела хуже, чем в Гаграх. Коврики и шезлонги берите с собой.
Дикие пляжи Нового Афона — идеальное место для желающих уединиться или для тех, кто совершает автопутешествие. Пляжи почти не оборудованы, а серьезная глубина начинается лишь в 100 м от берега. Места вокруг красивые, а в море полно рыбы.
Вот с памятными подарками в Абхазии дела обстоят плохо. Находясь в Сухуме, Гагре и Новом Афоне, корреспондент «МК» столкнулся с тем, что тут нет товара, который можно привезти в качестве сувенира или гостинца. Мед и домашнее вино доехали только до границы: их безжалостно отобрали наши пограничники, поскольку продукты не проходили сертификации. Сувениры довольно банальные — магниты, кружки, гобелены, а также сомнительного качества фигурки из глины и метала. Ножи и кинжалы даже не вздумайте покупать. Во-первых, в 50 процентах случаев их отнимают на границе, а во-вторых, все эти изделия идут с российского предприятия «Кизляр» — у нас в стране можно купить эти ножи куда дешевле.