Преступления, связанные с транспортными средствами, по доходности занимают третье место после торговли оружием и наркотиками. Угон дорогих авто с целью перепродажи, разбора на запчасти, получения страховых выплат — самые распространенные схемы мошенничества, ежегодный доход от которых достигает, по данным МВД, миллиардов долларов.
На совместной коллегии Центрального и Северо-западного таможенных управлений, прошедшей в подмосковной Коломне, обсуждали, что делать с автомобилями с иностранными номерами, которые превратились в «невидимки» для ГИБДД и таможни.
«Существуют серые схемы автобизнеса, не подпадающие под Уголовный кодекс, — говорит начальник Центральной оперативной таможни Сергей Жуков. — Это незаконное использование машин с зарубежными номерами. Водители таких автомобилей часто пользуются своей неуязвимостью, поскольку в базах данных нет их госномеров и установочной информации на шоферов. Кроме того, средства фото-, видеофиксации ГИБДД на дорогах устроены так, что не фиксируют номера автомобилей иностранных государств».
С таких машин не платятся таможенные пошлины, и порой игра стоит свеч. Иностранец, въезжающий на своей машине в Россию, может на ней легально ездить до года (ранее этот срок составлял три месяца. — «МК»). Если больше, то транспортное средство надо растаможить и уплатить пошлину. Однако зачастую автомобиль почти сразу передается, а по сути дела — продается по доверенности другому человеку, который непосредственно его использует. В принципе это запрещено, но некоторые на это идут ради экономии. Например, для автомобиля старше 5 лет с объемом двигателя от 1500 до 1800 куб. см ставка равна 3,5 евро за 1 куб. см. То есть для машины с объемом двигателя 1600 куб. см таможенный платеж составляет более 5,6 тыс. евро. Иногда эта сумма может превышать стоимость самого автомобиля. При этом, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КОАП), штраф за передачу прав пользования машины с иностранными номерами предусмотрен всего до 2,5 тыс. руб., с конфискацией машины или без таковой. Конечно, люди, как правило, договариваются на месте с гаишником, без конфискации. К тому же у ГИБДД просто нет технических возможностей оперативно «пробить» тот или иной автомобиль с зарубежными госномерами.
«Из года в год количество таких машин, пересекающих нашу границу, увеличивается, — продолжает Сергей Жуков. — Распределение по странам следующее: львиная доля приходится на Украину и Молдавию, третье место занимает Литва. Одновременно растет и число автомобилей, которые не выехали обратно. Примерно каждый десятый автомобиль с иностранными номерами на дорогах России является объектом таможенного правонарушения.
Поэтому сейчас разрабатываются поправки в КОАП, которые в разы увеличат штрафы за незаконное использование машин с иностранными номерами и, возможно, введут их обязательный арест с последующей конфискацией по суду.