Газотранспортная система Украины является основным препятствием стабильных поставок российского газа в Европу. Отсрочивая переводы за «голубое топливо», Киев фактически берет в заложники страны Евросоюза, энергобаланс которых на 25-50% зависит от поставок из России. Построенные еще в советские времена трубы мог бы купить «Газпром», ликвидировав, таким образом, возможность воровства газа украинцами.
Однако пускать российскую государственную компанию в свой стратегический сектор Украина не собирается. Напротив, Киев собирается приватизировать свою ГТС среди американских или европейских компаний. Власти страны готовы продать активы «Нафтогаза» и «Укртрансгаза» (основных энергетических активов страны) представителям США и ЕС, тем самым, остановив строительство «Южного потока», — потенциального газового маршрута из России в Европу в обход украинской территории.
Выступая в Верховной Раде, Арсений Яценюк заявил, что совместная модернизация украинской газотранспортной системы с участием западных партнеров даст Европе возможность снизить объемы российского топлива в своем энергобалансе и сделает Украину главным поставщиком «голубого топлива» в этом регионе.
Эксперты считают посулы Яценюка неубедительными и не основанными на реальных возможностей его страны. Газотранспортная система Украины может ежегодно транспортировать более 170 млрд кубометров газа в Европу. Однако на деле эти мощности используются только на половину. У «Газпрома» есть и другой вариант экспорта газа — через газопровод «Северный поток», мощности которого сейчас задействованы на 50-60%. Строительство «Южного потока» может исключить Украину из числа стран-транзитеров и превратить украинские трубы в ненужный устаревший хлам.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, заявления, подобные тем, которые делает Яценюк, не подкреплены фактами. Они выглядят смешными для России и не понятными для Европы. Заменить «Газпром» ни сможет ни «Нафтогаз», ни любая другая компания-оператор. Европейцам все равно придется закупать сырье в России.
Обещания украинской власти, на первый взгляд, хотя и выглядят привлекательными для Брюсселя, однако не отражают реальной способности Украины обеспечить Европу дешевым и доступным газом. Во-первых, топливо все равно будет поступать из России — найти альтернативу таким объемам поставок в настоящее время невозможно. Во-вторых, аварийное состояние украинских труб, которое уже привело к взрыву трубопровода в Полтавской области, требует значительных инвестиций и длительного срока на ремонт и модернизацию.
«Вложив финансовые средства в украинскую газотранспортную систему, инвесторы рискуют просто зарыть свои деньги в землю. Существенных доходов такая сделка не принесет, а инвестиционные требования ГТС Украины превращает эти активы в бездонную и проблематичную яму, которая станет обузой, а не привлекательным бизнесом», — полагает Сергей Пикин.