«Малыши» падают
В 2014 году доходность малого и микробизнеса показывает неутешительную динамику. Согласно исследованию компании «Финотдел», единственная сфера, где по этому параметру в первом полугодии текущего года наблюдается прирост к показателям аналогичного периода 2013 года, — это оптовая торговля (+22,1%). «В остальных сегментах доход предприятий демонстрирует снижение», — отмечается в документе. Оборот «малышей», правда, растет, но не особенно убедительно: если за первые шесть месяцев прошлого года оборот сферы услуг вырос на 21,2% к цифрам такого же периода 2012 года, то статистика первого полугодия 2014 года гораздо более скромна (+5,6).
«В российской экономике сейчас наблюдается замедление, усложняющее развитие малого бизнеса. Ситуация уже сказалась на финансовых показателях МСП — в начале 2014 года в большинстве отраслей отмечено падение доходности. В таких условиях растет потребность в заемном финансировании, которое позволяет в нестабильный период не только повысить обороты, но и зачастую удержать бизнес на плаву», — отметил председатель совета директоров компании Евгений Бернштам.
Тучи сгущаются
Что же на это отвечают банкиры? Опрошенные «ЭВ» финансисты разделились на реалистов и умеренных оптимистов. Но все сходятся в едином мнении: владельцам небольших компаний приходится нелегко — и трудное положение сегмента отражается на объемах кредитования. «Текущая экономическая ситуация такова, что компании в своем большинстве не спешат наращивать долговую нагрузку, качественных заемщиков на рынке стало меньше, как результат — банки демонстрируют большую осторожность в принятии кредитных решений», — говорит вице-президент Промсвязьбанка Кирилл Тихонов.
«Банки в принципе стали еще более тщательно проверять финансируемые проекты, контрагентов заемщика, строить прогнозы движения денежных средств, и главное — требования к самому финансовому состоянию заемщика стали еще строже. Например, малая величина чистых активов может стать стоп-фактором для просчитанной и интересной сделки», — продолжает мысль управляющий директор по развитию бизнеса СБ банка Игорь Комягин.
Начальник управления кредитования блока «Массовый бизнес» Альфа-банка Константин Протасов обращает внимание: ряд клиентов, которые раньше активно кредитовались, сейчас стараются обходиться собственными средствами просто потому, что в ситуации неопределенности боятся завтрашнего дня: «Они нам подходят по всем параметрам, но говорят: «мы подумаем, может быть, в будущем обратимся» или «мы пока не планируем развития, текущий бизнес удержать бы».
Все эти тенденции находят свое отражение в цифрах. Так, например, Комягин рассказывает, что по сравнению с прошлым годом в нише кредитования малого бизнеса банка наблюдается сокращение объема вновь выдаваемых кредитов на 30–35%, в сегменте среднего на 10–12%, среди совсем новых клиентов — до 50%. В Альфа-банке прирост по вновь выдаваемым кредитам довольно заметный: с начала года +22% в количестве и +27% в объеме. «Но рост, безусловно, замедлился по сравнению с прошлым годом», — констатирует Протасов.
Вход воспрещен
Незадолго до кризиса 2008 года в банках начали появляться неформальные стоп-листы на кредитуемые отрасли. Сейчас ситуация в целом не настолько тяжелая, как шесть лет назад, но некоторые сегменты малого бизнеса все же впали в немилость. Хотя иные виды деятельности в запретной зоне находились всегда — например, азартные игры. «Естественно, мы не кредитуем игорный бизнес, некоммерческие предприятия, финансовые компании. С большой осторожностью относимся к кредитованию сельского хозяйства, строительных организаций, комиссионеров», — говорит директор департамента разработки продуктов для МСБ Бинбанка Анна Салманова. «Не кредитуем жилищное строительство (обычно из-за долгосрочности проекта), стартапы в любом виде и проекты, где на долю НИОКР приходится более 25% стоимости. С осторожностью кредитуем проекты, завязанные на промышленное производство, так как сейчас по большинству заказчиков видно очевидное падение спроса в сегменте», — информирует Комягин. «Больше всего кредитуем торговлю — две трети нашего портфеля. Если брать рейтинг отраслей, то на первом месте розница, дальше по убыванию — оптовая торговля, услуги, производство», — говорит Протасов.
Ценники же на займы для тех представителей малого бизнеса, которым все же посчастливилось получить «добро» от банка, «весят» прилично. С начала года тарифы для «малышей» выросли на 1,5–2,5%, и сейчас ставки составляют от 12–16% годовых. Разброс довольно большой, поскольку при текущей неблагоприятной конъюнктуре каждого заемщика прощупывают до костей. Банкиры уверены, что рост ставок продолжится — ведь системные риски для большинства отраслей возрастают.
В конце тоннеля
Но все не так уж плохо. Финансисты советуют верить в лучшее. «В связи с нестабильной ситуацией спрос на кредитные продукты, особенно на инвестиционные кредиты, несколько уменьшился, но это снижение нельзя назвать катастрофическим. Клиенты, нацеленные на развитие, продолжают модернизировать свои активы и производство», — утверждает Анна Салманова.
И она не голословна: сделки с «малышами» — вовсе не редкость: компании стараются развиваться изо всех сил. «Буквально на днях приличные суммы без залога (4 и 5,5 млн руб.) получили у нас компании по производству недорогой разноплановой мебели и производству женской одежды в Санкт-Петербурге», — вспоминает Протасов. Салманова рассказывает о своем клиенте, крупнейшем поставщике говядины в своем регионе: «В ближайших его планах дальнейшее открытие розничных торговых точек в городе Барнауле и Алтайском крае, а также покупка нового оборудования по разделке и обработке свинины, наладка цеха по производству пельменей и котлет». «Кейсов много», — оптимистичен Тихонов.