С 1 января 2015 года ОСАГО не будет прежним

До конца 2014 года тарифы ОСАГО не повысят

Проект нового закона об ОСАГО гласит, что с 2015 года максимальные и минимальные значения страховых тарифов будут определены федеральным законом по результатам их общественной экспертизы. При этом лимиты выплат увеличат уже с октября 2014 года. По собственным данным ИА REGNUM, новый законопроект наделяет Банк России новыми надзорными полномочиями: он сможет ограничивать и отзывать лицензии у страховщиков ОСАГО в случае их отказа в продаже полисов и навязывания дополнительных услуг.

До конца 2014 года тарифы ОСАГО не повысят
Карикатура Алексея Меринова ("МК").

Дорогой Путин

На днях страховая общественность России направила президенту Путину письмо с призывом вернуть текст поправок в Закон об ОСАГО, согласованный со всеми заинтересованными сторонами (17 июня Госдума будет "вычитывать" изменения, связанные с ОСАГО).

«Под лозунгом защиты прав потребителей идет разрушение системы ОСАГО, которая даже при существующих недостатках обеспечивала защиту граждан, – цитирует РБК письмо страховщиков. – 20 миллионов россиян получили страховые возмещения за эти годы. Вслед за разрушением ОСАГО последует и разрушение страховой отрасли в целом», утверждается в письме.

Страховщики напоминают, что еще в декабре 2012 года проект поправок был направлен в Госдуму. Он предусматривал «значительное увеличение страховых сумм при причинении вреда жизни, здоровью и/или имуществу пострадавшего, а также изменение порядка осуществления страховых выплат при причинении вреда здоровью потерпевшего».

«Размеры базовых страховых тарифов и ряда важных поправочных коэффициентов к ним не пересматривались на протяжении 11 лет действия закона. Не случайно из почти 200 лицензий, в разные годы выданных страховщикам на продажу полисов ОСАГО, 100 возвращены государству, при этом 66 страховых компаний разорились и обанкротились. Следствием неадекватности тарифов является сокращение продаж полисов ОСАГО в наиболее убыточных сегментах и уход страховщиков из ряда субъектов РФ, что негативно сказывается на автовладельцах, которые зачастую испытывают трудности с заключением договоров», говорится в послании.

Как отмечается в письме Владимиру Путину, в преддверии предполагаемого рассмотрения законопроекта во втором чтении (17 июня) появились новые предложения, "которые не только не могут быть поддержаны, но и вызывают обоснованные опасения в отношении будущего обязательного страхования".

Так, предполагается снижение предельного размера износа поврежденного имущества с существующих 80% до 40%. "Это изменение потребует полного перерасчета достаточности тарифа. Согласно экспертным оценкам, только это изменение требует повышения тарифа не менее чем на 40-60%", - говорится в документе.

Кроме того, добавляет «Интерфакс-АФИ», вместо поэтапного увеличения размеров страховых выплат во взаимной увязке с увеличением страхового тарифа предполагается их увеличение уже с 1 октября 2014 года с одновременным мораторием на увеличение тарифа на срок не менее чем до 1 января 2015 года.

Также среди новых предложений предусмотрены беспрецедентные санкции к страховым компаниям за несоблюдение условий заключения договора, возмущаются страховщики.

Новое ОСАГО

Как сообщает РБК daily со ссылкой на поправки, подготовленные ко второму чтению законопроекта об "автогражданке", лимиты выплат по договорам будут значительно повышены с 1 октября, а полисы начнут дорожать лишь с 1 января 2015 года.

Компенсация за ущерб автомобилю вырастет с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. руб., за вред жизни и здоровью пострадавшего - со 160 тыс. до 500 тыс. руб. Поправки подготовила председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина. Во вторник ее комитет одобрил большинство из них.

Ранее предполагалось, что с 1 октября 2014 года будут повышены страховые выплаты по "железу", а через год вырастут лимиты по жизни и здоровью. За этот год планировалось поэтапно повысить тарифы на ОСАГО. Теперь тарифный коридор, в котором Банк России будет устанавливать минимальные и максимальные базовые ставки в рублях и коэффициенты к ним, предлагается ввести только с 1 января 2015 года.

Этот вопрос вызвал ожесточенные споры на заседании думского комитета. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин пытался доказать депутатам, что трехмесячный период, когда лимиты выплат уже будут повышены, а тарифы останутся неизменными, приведет к катастрофической убыточности.

Но в документах есть и другие инициативы, которые вряд ли обрадуют страховщиков. В частности, страховые компании обяжут платить больше, чем сейчас, за изношенные детали. Если сейчас страховщик может решить, что деталь изношена на 80%, и компенсировать только оставшиеся 20% стоимости, то после принятия законопроекта он должен будет компенсировать не менее 40% стоимости, что соответствует износу в 60%.

Также законопроект сокращает срок, в который страховая компания обязана произвести выплату или выдать направление на ремонт, с 30 до 20 дней. За нарушение сроков устанавливается штраф в 1% от страховой выплаты в день, за не вовремя отправленный отказ - 0,05% от страховой суммы.

Законопроект обязывает страховые компании продавать полисы ОСАГО во всех своих офисах. Сейчас в регионах, где ОСАГО приносит убытки страховщикам, полисы могут продавать только в одном офисе, расположенном, например, в отдаленном населенном пункте. Таким образом страховые компании стараются ограничить продажи невыгодного для них продукта.

ОСАГО-2013

6 июня прошло Годовое общее собрание членов РСА, на котором были подведены итоги работы РСА, а также резюмировано состояние рынка ОСАГО за 2013 год, сообщает пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА).

Постановили: «Рынок ОСАГО находится в системном кризисе. 31 регион страны являются убыточными, что привело, в свою очередь, к проблемам с заключением договора ОСАГО и росту количества жалоб, из чего можно сделать вывод о несоответствии уровня значений коэффициента территории. Так, например, в Ульяновской области дефицит коэффициента территории составляет 112%. Временным решением этой социально значимой задачи стало увеличение продаж полисов ОСАГО в проблемных регионах, в целях чего Президиум РСА утвердил Временный порядок дополнительного обеспечения членов РСА бланками полисов для проблемных регионов.

Однако проблема требует системного ее решения. По оценкам актуариев АНО Независимый актуарный информационно-аналитический центр (НААЦ), производивших расчеты тарифов по заказу РСА, при нынешнем покрытии недостаточность действующих тарифов находится на уровне 11,8%. Увеличение лимита по имуществу до 400 000 рублей создаст дефицит текущего тарифа еще на дополнительные 28,3%. Итоговая недооцененность тарифа составит уже 43,4%. 

В 2013 году доля выплат по судебным решениям перевалила за четверть от общего объема выплат, составив 25,2%. Иные нестраховые выплаты составили 4%, доля судебных выплат в соответствии с законом "О защите прав потребителей" – 3,9%, таким образом, почти 8% выплат по ОСАГО, которые осуществляются в настоящее время, вообще не заложены в действующий тариф. Причинами столь беспрецедентной ситуации стали отсутствие единой методики оценки причиненного ущерба и претензионного порядка урегулирования споров, а также взыскания со страховщиков штрафов, неустойки и морального вреда согласно закону "О защите прав потребителей".

Откуда ОСАГО 

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств возникло в США в 20-х годах XX века и получило очень широкое распространение в 40—50-хх годах в Европе (а позже - и в остальном мире). ОСАГО вводилось во всех странах как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причинённого владельцами транспортных средств и как финансовый инструмент повышения безопасности дорожного движения. Подобное страхование действует во многих странах мира, а также в рамках транснациональных соглашений — например, «зелёная карта».

В СССР идея введения этого закона обсуждалась еще в 1960-х годах, но тогда от внедрения такого страхования было решено воздержаться, информирует wikipedia.org. Вернулись к разработке этого закона лишь в 1993-94 годах, когда в Государственную Думу стали поступать различные версии соответствующего законопроекта. Финальный этап разработки закона пришелся на 2000-2002 годы. В 2000-м году законопроект в первом чтении был рассмотрен Государственной Думой. Окончательно ОСАГО пришло в Россию 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру