Минэкономразвития за первый квартал зафиксирован рост на 1% в годовом измерении. Прогнозисты ничего подобного явно не ожидали. Экономика остается на качелях: в январе 2014 года ВВП в годовом исчислении вырос на 0,6%, но с очисткой от сезонности сократился на 0,6%, в феврале эти показатели составили соответственно плюс 1,2% и плюс 0,4%. В марте рост ВВП в годовом исчислении составил 0,8%, с очисткой от сезонности получился ноль.
Но один вывод устойчив. Оживление экономики в первую очередь отражает происходившее в феврале-марте обесценение рубля. Из этого есть два следствия. Первое — в российских условиях этот эффект сказывается не столько в развитии экспорта, он в России крайне узкий и мало подвержен влиянию изменения курса рубля, сколько в импортзамещении. Самый наглядный пример: рост полузабытой российской легкой промышленности. Текстильное производство в первом квартале 2014 года поднялось на 7%. В швейной отрасли заговорили о грядущем выходе российских модельеров на мировой уровень. Правда, следует отметить, что хотя первый квартал поставил рекорды, но рост и в текстильной, и в швейной промышленности происходил и в 2013 году, так что фактическая девальвация рубля лишь подтолкнула уже начавшийся прогресс.
Второе следствие — снижение курса рубля было не слишком резким, и эффект недолговечен. Если он не будет поддержан инвестиционной активностью, то быстро выдохнется. Пока инвестиции в зеленой зоне. Минэкономразвития считает, что с исключением сезонного фактора в апреле относительно марта инвестиции в основной капитал выросли на 1,2%. Но обольщаться не стоит: в январе спад составлял 4,1%, в феврале — рост на 1,4%, в марте — спад 1,7%. По оценке Росстата, годовая динамика инвестиций в основной капитал и вовсе продолжала оставаться в отрицательной области.
Если же инвестиции поддержки ускорению экономики не окажут, остается новое снижение курса рубля.
Любопытно, что опрошенные Reuters эксперты обнадеживающей апрельской статистики или вовсе не заметили, или сочли несерьезной. В среднем эксперты банков ждут роста ВВП России в 2014 году на уровне 0,5% против 0,8% по результатам апрельского опроса. Экономисты из банков, естественно, не прошли мимо оценки председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной. В мае она заявила, что экономика в этом году прибавит именно 0,5%. Предыдущая оценка ЦБР была на уровне 0,9%.
Инвестиции же в 2014 году, согласно средней оценке аналитиков, не вырастут, а сократятся на 3%. Во втором квартале опрошенные Reuters экономисты ожидают падения ВВП на 0,1%, тогда как еще месяц назад они рассчитывали на 0,5-процентный квартальный рост.
Здесь, правда, можно сделать комментарий. Оценки падения ВВП во втором квартале опять совпадают с цифрами, которые в начале мая приводил на этот раз министр экономического развития Алексей Улюкаев. Важно, когда именно он это сделал: так Улюкаев призывал ЦБ снизить ставку. То есть опять все, что касается политики ЦБ, на карандаше у экономистов из банков. Но вряд ли они с той же дотошностью отслеживают эскапады прогнозов Минэкономразвития. Апрельского роста экономисты могли не заметить, а соответствующие оценки из стен Минэкономразвития зазвучали перед выходом мониторинга, когда опрос Reuters уже состоялся. Возможно, отзвуки этого роста появятся в следующем опросе Reuters.
Никто из опрошенных экспертов не ждет изменения ключевой ставки ЦБ в следующем месяце. На фоне повышательного тренда инфляции большинство по-прежнему рассчитывает на ее снижение на 50 базисных пунктов только в последнем квартале этого года.
Повышены ожидания инфляции на конец года до 6,3%, тогда как в прошлом месяце в среднем также ожидали 6%. Пиковое значение будет достигнуто во втором квартале на уровне 7,6%.
Наверняка пристальное внимание вызовет курсовой прогноз из банков: к концу июля российская валюта подешевеет до 35,5 рубля за доллар, в майских прогнозах экономисты ожидали менее серьезное ослабление рубля к концу года, чем в апрельских, — 36,2 рубля против 37,0. Пока налицо стабилизация рубля, он поднялся уже на 6% к доллару по сравнению с мартовским минимумом. Так что самое время покупать доллары и евро.
Произошедшее укрепление рубля — сигнал того, что апрельский условный рост может захлебнуться.