Исторически в нашей стране развивалась так называемая «когенерация» (процесс совместной выработки электричества и тепла - «МК»), как экономически наиболее выгодная. Прежде всего, за счет экономии топлива.
В нулевые годы реформа РАО ЕЭС предусматривала изменения только в электроэнергетике и совершенно не учитывала вторую важную часть отрасли — теплоснабжение. Теперь мы пожинаем плоды этого перекоса: в электроэнергетике хоть как-то развивается рынок, а сфера тепла так и осталась без изменений. Все теплогенерирующие компании (ТГК) сегодня убыточны.
По данным Минэнерго, износ тепловых сетей составляет 68%, 31% мощностей (это и станции, и сети) полностью отработали свой ресурс. Госрегулирование в отрасли только побуждает инвесторов к уходу с рынка.
Тарифы в теплоэнергетике — это абсолютно не прозрачная тема. Подчас, объясняя цепочку формирования цены за отопление и горячею воду – от ТЭЦ до потребителя -- путаются даже специалисты. Действительно, для нормального человека не понятно, почему, например, в одном городе, в двух одинаковых домах, но расположенных на разных сторонах улицы, цена за эти услуги может существенно различаться. Или, скажем, зачем государство придумало схему перекрестного субсидирования, когда убытки от производства тепла, покрываются за счет продажи ТЭЦ вырабатываемой электроэнергии. Для этого придуман специальный дорогой тариф «вынужденного генератора». Не проще ли сразу отрегулировать тариф на тепло, так, чтобы он, по крайне мере, был равен себестоимости затрат энергетиков. Наконец, вызывает большие вопросы, система нынешнего тарифообразования, при которой энергетикам не выгодно снижать собственные издержки на производство, так как в противном случае федеральная служба по тарифам (ФСТ) снизит им тариф, а значит доходы.
Еще одним фактором, препятствующим развитию, является проблема неплатежей, усугубляющая и без того тяжелое положение отрасли. Общая дебиторская задолженность потребителей за тепло перед энергокомпаниями по стране составляет около 180 млрд руб. Связана она не с долгами населения, а с неплатежами предприятий-посредников - управляющих компаний и муниципальных коммунальных предприятий. Поэтому нужно убирать посредников, переходить на прямые платежи, для чего внести изменения в Жилищный кодекс.
Суть предлагаемой Минэнерго реформы в следующем. С 2015 года использовать для расчетов тарифов на тепло метод «альтернативной котельной». Это наименьшая цена на тепловую энергию для потребителя, которая окупает проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от централизованных источников. Официально с проектом нового тарифообразования сейчас ознакомится нельзя. В открытых источниках он не размещен. Тем не менее, корреспондент «МК» выяснил, что первоначальные расчетные параметры таковы. Долгосрочный тариф будет считаться для котельной мощностью 10 Гкал/час с учетом вида топлива (газ, уголь, мазут). Каждый, кто занимается теплоснабжением, сможет самостоятельно прикинуть и стоимость строительства модульной котельной, стоимость ежегодной эксплуатации и стоимость топлива. Чиновники обещают, что новый тариф будет рентабельным для энергетиков, но только в случае модернизации старых мощностей. Как это отразится на ценах для населения в Минэнерго пока не говорят.