— В мае представители Штаба по защите бизнеса Москвы и ФНС встречались с экспертами Всемирного банка, чтобы обсудить реформы в области регистрации предприятий. Как понимаю, это происходит в целях дальнейшего продвижения России в рейтинге банка Doing business. На что могут рассчитывать конкретные предприниматели?
— Надо отдать должное коллегам из Федеральной налоговой службы, они провели очень большую работу по упрощению процедур регистрации. Весной с налогоплательщиков сняли обязанность сообщать в профильные органы (налоговую, Пенсионный фонд и другие фонды) об открытии и закрытии счетов в банках. Отменили предварительную оплату уставного капитала — теперь это можно сделать в течение четырех месяцев после открытия предприятия. Больше не надо заверять у нотариуса заявление о том, что хотите начать бизнес: достаточно прийти в отделение ФНС с заявлением на регистрацию предприятия и паспортом. В результате всех этих перемен время регистрации должно сократиться с 15 до 10 дней, а к 2018 году есть планы дойти и до трех дней.
Буквально на этой неделе у нас предстоит собрание рабочей группы, где обсудим еще ряд инициатив ФНС. В том числе — законопроект об отмене обязательной печати. Печать — конечно, замечательное явление и многократно упоминается еще в Священном Писании (кстати, уже тогда писали и о подделке печатей). Но в современных условиях документооборота защитная и удостоверяющая функции печати утрачены практически полностью: печать превратилась в дань традиции, и логично применять ее по желанию, как в ряде стран. Одновременно электронную подпись бизнес использует все активнее. «Универсальная» электронная подпись, выдаваемая предприятию при создании, могла бы открывать бизнесу широкий доступ к различным электронным сервисам: и к коммерческим, и к госуслугам. Значит, нужны соответствующие законодательные изменения.
Кроме того, сильно улучшить деловую среду может создание единой системы электронных кабинетов предпринимателя (пока они только приживаются). Важно понимать, что дистанционное предоставление услуг не просто повышает комфорт и скорость бизнес-процессов. Скажем, бухгалтеру больше не надо идти в банк с подписанными платежками, а достаточно воспользоваться Интернетом. В конечном итоге электронные сервисы ведут к экономии бюджетов и снижению бюрократии.
— Зная весь арсенал городских программ поддержки бизнеса, что бы вы порекомендовали своим знакомым, если бы они решили заняться предпринимательством?
— В первую очередь я советую образовательные программы. От компетенций предпринимателя очень многое зависит. У нас обучающие программы бесплатны, существуют уже много лет, поэтому накоплен большой опыт. Также могу порекомендовать консалтинговые услуги, которые оказывают специалисты ГБУ «Малый бизнес Москвы». Сейчас мы сосредоточили внимание на трех областях — поддержке начинающих предпринимателей, консультациях по изменениям законодательных условий и, наконец, на взаимоотношении бизнеса и власти.
Во-первых, всегда будут «вечнозеленые вопросы»: с чего начать свой бизнес, какую организационно-правовую форму предприятия выбрать, какая система налогообложения подойдет и т.д. Ответ можно получить или по Интернету (сайт ГБУ «Малый бизнес Москвы» www.mbm.ru), или прийти на 2–3-часовой семинар в любой из 11 филиалов ГБУ. Мы специально составляем общегородское расписание, чтобы москвичи могли подобрать, когда и где им удобнее заниматься.
Вторая наша задача — оказать помощь предпринимателям в переходные моменты, чтобы малый бизнес смог вовремя адаптироваться. Так, сейчас вместе с Москомархитектурой ведем большую разъяснительную кампанию по смене вывесок. То же самое — с городской программой по выкупу помещений. В том числе Москва подключается к помощи предприятиям Крыма, которым надо познакомиться с российским законодательством.
И последнее. Сегодня органы власти готовы встречаться с бизнесом. Если предприниматели просят нас объяснить: «Из чего сложилась такая арендная ставка, как вы оценивали недвижимость?» — это необходимо делать, тогда многие сомнения уходят. Людям важно понимать мотивы и логику действия власти. Мы уже «открыли» механизмы с выдачей городских субсидий — все заседания Отраслевой комиссии транслируются в Интернете. Подобные процессы происходят с госзакупками. Организуем встречи предпринимателей с санитарными инспекторами, налоговыми, пожарными службами…
— Кто приходит слушать городские семинары?
— Я видел в основном людей среднего возраста. Много женщин, которые либо оставили работу, либо собираются, поскольку она их не устраивает по зарплате, неинтересна им. Мужчины в районе 40–45. Я почувствовал — эти люди приходили с надеждой: им необходимо быстрое решение ситуации, и они думают, что предпринимательство поможет. Нам очень важно предложить им что-то действенное.
Молодежь тоже приходит, но у нее еще популярны и разного рода бизнес-тусовки, фестивали, которых сегодня в городе много и где можно воодушевиться, если вы решили заняться собственным делом. Я считаю, первый этап для будущего предпринимателя — не сидеть и копаться в себе, а пойти и посмотреть, сколько вокруг идей и оригинальных решений. Недавно был классный фестиваль на дизайн-заводе «Флакон». Столько креатива, диву даешься! Одни делают потрясающие украшения на основе листьев растений — покрывают их металлом, и потом получаются фигурные сеточки тончайшей работы. Другая фирма изготавливает под заказ надписи и вывески из фотографий, где каждая буква образована из силуэта каких-то предметов: дома, мосты, башни. Я сам купил детям театр теней, умещающийся в одном конвертике.
— Идеи — это, конечно, хорошо. Могли бы вы рассказать подробнее про условия программы льготной городской аренды «1 рубль за 1 квадратный метр». На какие сферы она распространяется?
— Этот проект распространяется на объекты культурного наследия, создание частных медицинских клиник (программа «Доктор рядом») и детских садов.
Компания, которая получает в аренду объект культурного наследия, должна в течение пяти лет провести необходимую реставрацию. После этого она имеет право обратиться в Департамент городского имущества для перерасчета по льготной стоимости ставки арендной платы на весь срок действия договора, но не более чем на 49 лет.
Также на 49 лет получают в аренду помещения под создание частных детских садов. Это, как правило, здания, пришедшие в упадок и требующие больших ремонтных работ.
Программа «Доктор рядом» направлена на организацию сети частных мини-поликлиник, где москвичи могут в том числе получать бесплатную медицинскую помощь по полисам ОМС (это главное условие проекта). В программе участвуют индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на медицинскую деятельность и непрерывный стаж не менее трех лет. Ставка арендной платы — 1 рубль за 1 квадратный метр в год — начинает действовать после проведения ремонта на объекте и начала работы (не позже шести месяцев с заключения договора).
Ну и напомню, что для малого бизнеса предусмотрена льготная ставка — 3500 руб./год — по аренде городских нежилых помещений, на которую могут рассчитывать предприниматели приоритетных для Москвы направлений. Это социальная сфера, спорт, ремесла, производства, бытовое обслуживание, предприятия, использующие труд инвалидов… Если площадь более 300 кв. метров. А когда площадь меньше, льгота распространяется на всех предпринимателей, независимо от отрасли.
— Внесите еще раз ясность в ситуацию с изменениями налогов на недвижимость для московских предпринимателей?
— Пока бизнес высказывает тревожные ожидания в отношении перехода к расчету налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Работа по оценке первых объектов началась, наши сотрудники тоже участвуют в специальной инспекции, будем ждать. Надо посмотреть на результат.
— А как обстоят дела с патентной системой налогообложения?
— Соответствующий закон вступил в столице в силу с января прошлого года. Патенты рассчитаны на ИП и дают ряд преимуществ: освобождение от уплаты НДС и НДФЛ по виду деятельности, на которую выдан патент (определено 65 видов такой деятельности, включая розничную торговлю, грузоперевозки, сдачу в аренду жилья, услуги салонов красоты и пр.). Не нужен бухгалтер, кассовый аппарат, не нужно сдавать отчетность в налоговую. Стоимость патента в 2013 году составляла 6% от потенциально возможного дохода, всего было выдано около 12 тысяч патентов.
— Не так давно мы проводили опрос на сайте «МК» на тему: «Что мешает развиваться малому бизнесу в Москве». Проголосовали более 2 тысяч человек, в ответах первую тройку заняли — коррупция (47%), требования контролирующих органов (17%) и высокая арендная плата (9%). Как можете прокомментировать?
— Я не хочу говорить, что все дело в стереотипах. Тем не менее такой пример. На днях мы организовывали встречу с учителями, преподающими экономику в школах. Мне было очень важно узнать мнение тех людей, которые формируют настрой у подрастающего поколения. И вот я услышал реплику одного из педагогов: «Откроешь бизнес — сразу начинаются поборы». Такая у женщины убежденность. Но как мы говорили, уже сейчас зарегистрировать предприятие стало легче, решены вопросы с подключением к электросетям — упрощаются многие процедуры. Есть проблемы, но нет замкнутого круга. Вы видите, по городу висят плакаты, где предпринимателей призывают обращаться в прокуратуру по тем же проверкам. Высокая аренда? Ну у нас вообще дорогой город: не могут зарплаты быть в разы выше, чем где-то в регионах, а что-то оставаться таким же дешевым, как на селе. Но есть компенсирующие технологии: страховые компании, банки, турфирмы все больше переводят свою деятельность в Интернет, сокращая офисные пространства; специалисты оказывают выездные услуги салонов красоты на дому; есть мобильные пиццерии, «капсулы» медицинской диагностики и т.д.
— 26 мая — День российского предпринимательства. Где советуете отметить?
— Вообще к празднику приурочено более 60 различных мероприятий, но центральным я бы назвал большой фестиваль «Я — предприниматель» (www.26may.ru), который будет проходить сегодня с 11 утра и до 9 вечера как раз на «Флаконе». На весь день территория завода превратится в Страну малого бизнеса с тематическими площадками: Город умного бизнеса — посвящена инновациям; Город мобильного бизнеса — о возможностях построить компании по безофисным технологиям и мобильным схемам, Город креативного бизнеса — творческие кварталы, бизнес-инкубаторы, коворкинги; Город доброго бизнеса — с проектами социальных предпринимателей; Город гостеприимного бизнеса — о бизнесе в сфере туризма, отдыха и развлечений, спорта, деловых выставок. Представители госструктур соберутся на отдельной площадке «Москва — город честного бизнеса!», где чиновники расскажут, какие шаги делают их ведомства для выстраивания прозрачных отношений с малым бизнесом.
Как я уже говорил, подобные фестивали — отличное место подзарядиться идеями для старта собственного дела. Вы увидите более 60 необычных проектов: мобильный коворкинг, антихостел, мастерскую эмоций, кинотеатр для индивидуального отдыха и многое другое.
СПРАВКА "МК"
По данным Тендерного комитета столицы, в 2013 году на торгах было реализовано 9 объектов под детсады на сумму свыше 57 млн рублей общей площадью более 8 тысяч кв. метров. С начала 2014 года — еще 8 объектов на сумму свыше 38 млн руб. общей площадью более 7 тысяч кв. метров. Из 17 организаций, участвовавших в торгах, в настоящий момент программу реализуют 12 компаний. Планируется создать более 1000 дошкольных мест.
Уже сейчас на портале государственных и муниципальных услуг Москвы (www.pgu.mos.ru) работают разделы, где предприниматели могут узнать информацию по налогам и задолженностям: реквизиты инспекций, ставки и льготы имущественных налогов и т.д. Также — получить информацию по вопросам земли и строительства: типовые договоры аренды участка, справки, выписки из реестров. Раздел «Бизнес» полезен тем, кто хочет получить лицензию на такси, место на ярмарке выходного дня, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в Москве и пр. Кроме того, на портале ФНС (www.nalog.ru) можно создать «личный кабинет налогоплательщика для юридического лица» для выполнения различных операций.