Ситуация с региональными бюджетами, по выражению Дмитрия Медведева, абсолютно не радует. По сравнению с консолидированным бюджетом, где на 1 мая наблюдается профицит в 332 млрд руб., в субъектах ситуация прямо противоположная. В прошлом году эти расходы были равны 8,8 трлн. руб., при доходах в 8,1 трлн. Таким образом, дефицит по отношению к 2012 году увеличился в 2,3 раза. Доля расходов на заработную плату бюджетников составила 31% или 2,7 трлн. руб. Как известно, растут зарплаты в рамках выполнения майских указов президента Путина. В многих субъектах, от Смоленска до Чукотки, государственный и муниципальный долг превысил 80% доходов региональной казны и достиг более 2 трлн. руб. Не спасает даже то, что за четыре месяца доходы регионов выросли на 6%, при этом налоговые и не налоговые поступления увеличились на 8% - выше, чем в прошлом году. Кроме того, пока позитивно идут поступления по налогу на прибыль, выросшие на 13%.
Тем не менее, как заметил на совещании министр финансов Антон Силуанов, не стоит забывать, что расходы на этот год в среднем будут профинансированы с ростом в 6%, в том числе на выплату заработных плат бюджетников на 16%. То есть в настоящий момент идет увеличение текущих расходов при сокращении инвествложений на 11%.
Делать со всем этим министр предложил следующее. Первое, по региональному госдолгу. Предполагается заместить дорогие коммерческие кредиты на бюджетные: ключевая ставка ЦБ плюс менее 1%. А если кредитовать будут госбанки, то к ключевой ставке добавится 1,25% годовых. Второе, провести еще раз анализ предоставляемых государством льгот, общий объем которых составляет 1,8 трлн. руб., в том числе триллион региональные, и ввести на несколько лет мораторий на них. Третье, пополнить бюджеты субъектов поможет переход, начиная с 2015 года, на налог на недвижимость физлиц – он заменит налог на имущество (через шесть лет его отменят вовсе- «МК») и будет взиматься уже не с инвентаризационной стоимости жилья, а с рыночной. Четвертое, уплату налога на доходы физических лиц сделать не ежегодной, а по-квартальной. В принципе, это довольно спорное предложение, поскольку существенно обременит налогоплательщиков. Но Силуанов считает такую систему более справедливой и ритмичной. Пятое, необходимо, чтобы некоторые регионы отказалась от финансирования части федеральных расходов, например, силовых ведомств, что на сегодняшний день практикуется. Шестое, существенно сократить количество субсидий, которых сейчас 85. По мнению Силуанова, в этом случае будет «меньше отчетности, больше маневренности для решения конкретных задач». Наконец, министр готов еще раз вернутся к вопросу о консолидированных группах налогоплательщиков (КНГ), благодаря которому холдинги получают налоговый вычет, если хотя бы одна компания показывает убыток. Используя эти права в 2013 году, КГН внесли самый большой вклад в сокращение уплаты налога на прибыль организаций: из 283,7 млрд руб., треть приходится на холдинги. Впрочем, здесь не все просто, так как сокращение коснулось меньшинства регионов, а остальные выиграли.