Эксперты бьют в колокола – наша автомобильная промышленность тонет все глубже: по их оценкам, падение рынка в 2014 году составит 5,5%, сильнее всего – на 15-20% - сократится производство коммерческих автомобилей (в 2013-м падение составило всего 3%). Пессимизм специалистов иллюстрирует и статистика: по данным Росстата, в первом квартале 2014 года в сравнении с январем-мартом прошлого года снизилось производство грузовиков (кроме самосвалов) и автобусов – на 25,7% и 28,9% соответственно.
Автопром страдает вместе со всей экономикой, которая стагнирует не первый год. Инвестклимат тоже не вдохновляет: если в 2012 году инвестиции в основной капитал выросли на 6,8% в сравнении с 2011-м, то в 2013-м они упали на 0,2%, а уже в январе 2014-го снизились на 7% в годовом выражении. Объем промпроизводства в первом квартале 2014 года вырос на 1,1% в годовом выражении, хотя в январе-марте 2012-го аналогичный показатель был равен 4%.
Предприятия автопрома, которые не могут существовать в отрыве от остальной экономики, вынуждены следовать общим тенденциям. Компаниям приходится перекраивать производственные планы, снижать издержки, отказываться от инвестиций в развитие. «АвтоВАЗ» объявил о сокращении 7500 сотрудников (а это около 10% персонала предприятия – «МК»), УАЗ и General Motors останавливали свои конвейеры на две недели в начале года. В феврале АвтоВАЗ, в связи с выполнением производственной программы на февраль 2014 года, приостанавливал выпуск трех моделей: Granta, Kalina и внедорожников LADA 4х4.
Приостанавливать производство и сокращать вторые и третьи производственные смены пришлось большинству компаний.
Сокращения людей и отсутствие поддержки одной из ключевых отраслей экономики – губительно для экономики в целом, считают эксперты. Проблемы автопрома – это не только новые безработные (преимущественно – в моногородах), но и снижение налоговых выплат, «схлопывание» целых производственных цепочек с участием поставщиков компонентов, утрата и устаревание технологий…
Масла в огонь, который может полностью уничтожить отечественный автопром, подлил отказ правительства РФ от финансирования программы льготного автокредитования, которая действовала во втором полугодии 2013-го, когда по ней было продано 276 000 автомобилей, сделанных в России.
Главный двигатель конвейера – спрос. А он постоянно падает. Заметно снизившаяся на фоне нестабильной ситуации в экономике активность малого и среднего бизнеса не дает ему возможность развернуться – в т.ч., в плане обновления своего парка коммерческого автотранспорта. Не на руку автопроизводителям и укрепление рубля, которое снижает стоимость импортируемых автомобилей, лишая российский автопром преимуществ в конкурентной борьбе. Проигрывая конкурентам, российские предприятия теряют доходы. Как следствие, падает их рентабельность, исчезает возможность вложиться в модернизацию из собственных средств. Занимать деньги у банков также тяжело: к примеру, для кредитов на срок свыше трех лет ставки начинаются от 15% (в США и еврозоне - в 2-5 раз ниже).
Еще один фактор - отсутствие ограничения срока эксплуатации машин и мер по стимулированию обновления парков. Подобные меры со стороны государства могли бы привести в конечном счете к росту объемов производства. Как считают участники рынка, государство могло бы активнее поддерживать и экспорт продукции автопрома - например, путем упрощения процедуры страхования рисков при внешнеторговых операциях. Эти и многие другие меры – это тот мизер, который может стать для тонущего автопрома спасательным кругом. Хотя бы на первое время.
Андрей Миронов