Несколько лет назад Медведев, будучи президентом, уже принимал решение о сокращении чиновников на 20%. Тогда рапортовали, что это позволило сэкономить около 18 млрд руб. Что же мы имеем в итоге хорошо сформулировал глава Минфина Антон Силуанов: «За последние пять лет штатная численность государственных и муниципальных служащих выросла почти на 100 тысяч человек. Мы больше не можем такими темпами наращивать эти расходы».
Один из секретов «выживаемости» таков: сотрудников переводят на контракты, таким образом декларируя формальную оптимизацию, а на деле бюрократическая система становится еще более громоздкой. Санкции за это к чиновникам никто не применяет - все в рамках закона.
Отсюда вывод: сколько чиновников не сокращай, они все-равно прорастают «сквозь асфальт», плодясь и множась, вместе с фондом оплаты труда. Видимо, природа у них такая. В этом смысле периодические «кровопускания» очень даже полезны, но не стоит забывать, что никакого отношения к повышению эффективности работы госаппарата это не имеет. Скорее такие инициативы носят больше популистский характер и недаром премьер о сокращении сообщил именно в Госдуме. Там самое место. Некоторые депутаты аплодировали.
В этом смысле радикальнее всех высказалась два месяца назад глава Совфеда Валентина Матвиенко, призвавшая не использовать «декоративные меры», сокращая число госслужащих на 5-10%, а «рубануть один раз» - вдвое сократив количество федеральных и региональных чиновников.
«Поверьте, никто даже не заметит в субъектах, что в два раза сократилось... Не нужны сегодня чиновники в таком количестве», - уверена Матвиенко.
Теперь немного статистики. По данным Росстата, в 2013 году численность работников госорганов и органов местного самоуправления составляла 1 млн 548 тыс. 62 человека, в том числе на федеральной уровне - 48 тыс. 593 человека, на региональном - 1 млн 499 тыс. 469 человек. При этом, среднемесячная зарплата служащих в федеральных госорганах составила 98,4 тыс. руб. (рост на 36,5% к 2012 году), чиновников на региональном уровне - 36,4 тыс. руб. (рост на 11%), муниципальных - 33,6 тыс. руб. (рост на 11,3%).
Министр по делам открытого правительства Михаил Абызов сказал, что по достижении показателя сокращения в 10% можно будет поставить более амбициозную задачу - о сокращении чиновничьего аппарата на 20%. Оптимизация возможна за счет избавления от несвойственных или неэффективно оказываемых государством функций, перевода на аутсорсинг социальных сервисов и, конечно, совершенствования системы оказания госуслуг в электронном виде.
«Попытка реформы госаппарата в России была предпринята лишь однажды: в начале нулевых, — напоминает эксперт «МК» Евгений Гонтмахер. — Тогда было понимание того, что определение оптимальных размеров государственного присутствия должно идти от его функционала. Был проведен соответствующий мониторинг основных министерств и ведомств, который выявил дубляж, услуги на бумаге, а некоторые функции вообще тормозили развитие экономики. Но дальше этого дело не пошло. Реформаторский пыл высших руководителей прошел, в том числе из-за роста цен на углеводороды, благоприятной экономической ситуации.