Еще полгода назад 45-летняя москвичка Марина работала в преуспевающем косметическом салоне, делая клиентам массаж. Однако кризис внес в ее жизнь коррективы: салон разорился, Марина осталась без работы. Но не без рук. Сейчас наличность зарабатывает муж, а она вносит свою лепту в семейный бюджет своеобразным способом: делает массаж семье соседей, которые в ответ выполняют косметический ремонт в ее квартире. Такой бартер устраивает обе стороны. “Я теперь буду долго думать, стоит ли возвращаться на работу: можно же за массаж и продуктами брать, и дачу подремонтировать”, — размышляет Марина. Кстати, потенциальные клиенты, готовые платить услугой за услугу, у нее уже есть.
…Обеспеченная москвичка Ольга знает счет деньгам. Она выгодно пристроила дочку на курсы французского к подруге, расплачивается с которой… услугами частного извоза. За пару уроков в неделю Ольга возит “француженку” Алену на работу и с работы.
— Нам обеим это очень удобно, — делится Ольга. — Дочка моя готовится к поступлению в иняз, а Ленке не надо тратить деньги на такси.
Такой способ выживания пришел на ум многим — благо есть интернет, где можно дать бесплатные объявления. И сайты, специализирующиеся на бартере, сейчас процветают. Созданы целые виртуальные сообщества менял (бартерщиков, соседей или фрикономистов, как они себя называют), готовых предложить свои услуги или товары в обмен на умения и навыки людей посторонних.
Преподаватель игры на гитаре готов предложить свои услуги в обмен на занятия английским языком. Сантехник Михаил с радостью починит ваш унитаз, если вы сможете установить компьютерную программу его сыну. Некоторые цепочки обмена можно описать как “товар-услуга-товар”. Например, некто Сергей готов отдать кучу вещей (включая коврик для ванной, гладильную доску, старый диван, “поношенную” коляску, книги и прочее барахло) тому, кто сможет перевести ему тексты с немецкого на русский. А вот одна дама ищет поручителя для взятия кредита в банке (такого, чтобы с чистой зарплатой), а взамен готова… обучить вождению.
Иногда в качестве единицы расчета выступают не бартерные деньги, а часы: за час своих полезных услуг вы получите час не менее полезной помощи со стороны менялы. Цепочка обменщиков может доходить до десяти, пятидесяти, а то и сотни человек: чем больше представителей различных профессий в ней значатся, тем больше выгодных обменов. В ряде сообществ все поставлено на поток: есть база данных, где числятся имена и таланты тех, кто готов поделиться ими не без выгоды для себя.
Только члены сообщества призывают друг друга быть внимательными: не всегда предлагаемые услуги исходят от профессионалов, поэтому чтобы получить качественную работу, нелишне спросить у “менялы” диплом или поинтересоваться мнением коллег, уже имевшими опыт общения с тем или иным профессионалом. Кроме того, не всех может устроить то, что не всегда равноценные услуги оцениваются одинаковыми часами. Так, час работы няни равнозначен часу работы институтского профессора, натаскивающего детей по различным предметам.
Бартер стал популярным не только у частных лиц, но и среди малых и средних предпринимателей, у которых сейчас серьезные проблемы с “живыми” деньгами. Бартерные схемы называют “новаторским методом дел овых операций без использования наличных денег”, хотя, по сути, ничего новаторского в них нет. Практика показывает, что в период финансовых кризисов бартер обретает популярность во всех странах мира. Сейчас Всемирная сеть пестрит объявлениями: “Открой свой бартерный клуб и заработай на кризисе”. И такие клубы открываются по всей стране. Создатель одного сайта приводит пример взаимовыгодного бартерного сотрудничества: “Есть механик, радиостанция и дизайнер сайтов. Механик рассчитывает потратить 10 000 рублей, чтобы разместить рекламу по радио о том, что он открывает гараж. Радиостанция хочет обновить свой веб-сайт. А дизайнер сайтов талантлив, когда идет речь о компьютерах, но никогда не был хорошим механиком автомобилей. Главное — чтобы они нашли друг друга”.
Среди частных лиц схемы обменов товаров на другие товары стали чрезвычайно популярными. Москвичи готовы обменять все, что не нужно им, но может пригодиться другим: автозапчасти, комнатные цветы, аквариумных рыбок, мебель, книги, одежду, косметику…
В этой системе человек сам определяет, на что он хотел бы выменять тот или иной предмет. Например, за детскую коляску в комплекте с использованными ходунками родители готовы выменять что-нибудь из бытовой техники; один молодой человек предлагает систему пожаротушения “Допинг-2” в обмен на охотничье и туристическое снаряжение; мобильник предлагают в обмен на “что-нибудь, кроме одежды, еды и украшений”; “блатной номер” мобильника с шестью шестерками (“совершенно неношенный”) — за какую-нибудь оргтехнику.
…Николай Алексеевич сидит на сайте уже несколько месяцев. И стал за это время прямо-таки профессиональным менялой. Как-то раз ему сильно повезло: за пару царских монет с двуглавым орлом он заполучил телевизор — пусть не новый, но все же. А потом выменял его на игровую приставку для сына.
Однако в наши непростые кризисные времена есть место и альтруизму: некоторые сайты специально созданы для тех, кто хочет отдать что-то просто так. Или просто так принять что-то в дар. По данным одного портала, ежедневно пользователи Рунета выбрасывают как минимум 10 тонн ненужных им вещей: почему бы не найти им новых хозяев? Вещи призывают не копить и не выбрасывать, а при первой же возможности дарить. Организаторы одного сайта даже придумали новую науку — дарономика (она же — экономика безвозмездного дара). Разработали свой кодекс чести для меценатов мелкого пошиба: например, говорят, что дарить можно лишь то, что кто-то может пожелать, а не так чтобы “на те, боже, что нам негоже”. В сообщество дароманов включились уже десятки городов России, стран СНГ и даже Европы. Постоянные пользователи сайта освоили и науку передаривания: почитал дареную книжку — отдай другому. На сайте есть даже график даров (“пульс дарения”), рассчитанный по месяцам. В месяц его адепты дарят друг другу по нескольку сотен вещей.
В общем, тем, кто умеет вертеться, никакие кризисы не страшны. “Работать в душном офисе и платить налоги государству не так приятно, как платить услугой за услугу. Я сижу в декрете и стригу клиентов за часы, на которые, когда они накопятся, потом найму малышу няню”, — говорит одна парикмахерша.
Мнения москвичей:
Олег, 46 лет: “Все ненужные вещи я давно бы собрал и выбросил — жаль, жена у меня барахольщица. А так, чтобы обменивать — честно говоря, не хочется этим заниматься”.
Алина, 33 года: “Замечательная идея. Правда, я последний раз менялась только в детстве — открытками и значками. А сейчас могу припомнить как минимум десяток вещей, которые лежат у меня без дела и за которые я могла бы выменять что-нибудь нужное”.
Ульяна, 28 лет: “Давно мечтаю отдать детские вещи, только не знаю куда. Знакомым они не нужны, у родных дети выросли. А выменивать чего-то как-то не в моих правилах”.