Чем Башмет, помимо прочего, прекрасен — он с легкостью берет на вооружение любые формы подачи классической музыки, включая и его фирменные фестивали (как февральский в Сочи), и его традиционные Академии (в том же Минске), и конкурс альтистов (один из самых престижных), и много еще чего. Вот и к 23 января в Москву съедутся лучшие из лучших — Анна Софи Муттер, Мишель Порталь, Валерий Гергиев, Максим Венгеров, Жан Люк Понти etc. — ради красивого поздравления «пионеру сольного альта» в стенах БЗК и зала Чайковского. Кстати, следует отметить, что один из башметовских оркестров — «Солисты Москвы» — выступает на струнных Страдивари, Гварнери и Амати из Госколлекции.
Непосредственно 24-го (в день рождения) с Башметом сыграет и его близкий друг Денис Мацуев.
— Юрий Абрамович — наша гордость, — говорит пианист «МК», — такие люди рождаются раз в сто лет. Ведь с именем Башмета связан беспрецедентный взлет альта в мире: до него альт не был сольным инструментом. И это могло случиться только у нас, в России. Появилась такая вот уникальная личность, в которой и мощь, и вкус, и интеллигентность, не говоря уж о масштабе музыкального дарования. Он стоит в ряду Ростроповича, Щедрина, Бернстайна, Рихтера, Гилельса...
— А сколь комфортно сосуществовать с ним на сцене?
— Да о чем вы говорите! Совместное музицирование настолько легкое, непринужденное — Башмет всегда намного глубже, чем многие могут подумать, особенно в последнее время. Башмет не только вознес альт, но и дал на него некую моду — в мире появились замечательные молодые альтисты (многие из них являются лауреатами его конкурса). И это здорово. Чудо, что у нас есть Башмет. И не знаю, когда теперь появится второй... На мой взгляд, загадка Башмета еще долго не будет разгадана — что он сделал такого особенного, что альт стал сольным? В этом много мистики. Даже в анекдоты это вошло — альтисты в качестве героев фольклора стали как чукчи (тот же альтист Данилов).
— Но этого мало — Башмет замечателен как художественная личность.
— Это точно. Думаю, на чем бы он ни играл, все равно стал бы Башметом. Просто так получилось, что в тот момент он играл на альте. И в этом году для меня будет эпохальным и выступление на его Праздничном фестивале, и участие на летнем фестивале в Вербье в Швейцарии — там мы играем с ним сольный (!) концерт: я и он. Это будет сонатный вечер, который, надеюсь, потом повторим и в Москве. Башмет (как и Гергиев) играет огромное число концертов, держит на руках массу проектов (являясь дирижером двух оркестров) — это безумно сложно, и тут очень важно, чтобы ни один инструмент не дал никакого сбоя, чего от всей души и желаю.