К фотографу пришел песец!

Почему сибиряки предпочитают пельмени?

Профессионально снимать животных, особенно диких, да еще в среде обитания, мало кто может. И дело не только в том, что зверю не скажешь cheese, его не попросишь присесть или подпрыгнуть. Полярная сова на взлете распростерла волшебной красоты крылья. Строчит на снегу замысловатый след росомаха. Белая медведица выводит из берлоги своих детенышей…

Известный фотограф Александр Лыскин, призер престижного международного фотоконкурса World Press Photo, рассказывает об экстремальных условиях съемки животных в Арктике.

Почему сибиряки предпочитают пельмени?

На острове Врангеля, в мире белого безмолвия, где полярный день сменяет полярная ночь, а среднегодовая температура не превышает минус 22 градуса, только арктическая фауна (белые медведи, песцы, полярные совы да тюлени, которые приплывают сюда на льдине погостить) чувствует себя комфортно.

— Меховая шапка и тулуп — нормальная летняя одежда, хотя бывают и теплые дни. А зимой просто кровь стынет в жилах. Мне повезло снять моржей в открытом океане на льдине. Были энтузиасты, безуспешно караулившие моржей месяцами. Когда я прилетел на остров Врангеля, заглянули знакомые летчики: «Александр, что ты спишь? Мы видели, как по льдине идет небольшое стадо моржей!». Тут же снарядили лодку и на веслах пошли в пролив Лонго. Маневрируя среди льдов, мы увидели черные точки — моржей. Было очень холодно, вода там плюс два — плюс три. Три часа сидишь на льдине и не можешь двигаться. Резкое движение, и ты себя обнаружил. Зверь уйдет.

— Насколько близко они подпускают человека?

— В Арктике зверь тебя может видеть за многие километры, а с расстояния 500 метров будет смотреть в упор. Больших телевиков в то время у меня не было, и приходилось на лодке не спеша подплывать к дремлющим на солнышке моржам. Они нас, конечно, заметили, но не воспринимали в качестве опасного объекта, потому что врагов у них нет. Единственный враг — белый медведь, но на льдине он моржа не возьмет. Клыки и 700 кг веса — надежная защита. Когда мы подошли совсем близко, моржи встрепенулись и тут же попытались скрыться. Нырнули в воду, но парочка осталась. Получился уникальный кадр. Мы двигались дальше по инерции, и старый матерый морж, с наплывами жира, со струйкой слюны, подпустил нас совсем близко. Неизвестно, кто смотрел с большим любопытством: зверь на меня или я на него.

— А песец совсем не боится человека?

— Песец — довольно бесстрашный зверь, тем более летом. Он отлично знает, что в эту пору не представляет интереса для охотников, потому что шкура линяет. Я устроился на его норе и приготовился к ожиданию. Песец вел себя очень нагло. Его голубая мечта была укусить меня за ногу, поэтому приходилось снимать, отбиваясь от нападок. Зверю очень не нравилось, что я сижу на его норе, и он пытался меня отогнать. Песцы питаются падалью, их укусы очень опасны, хуже, чем бродячих собак.

— Каждый кадр по-своему уникален, но какая съемка стала предметом особой гордости?

— Там же, на острове Врангеля, мне удалось снять первый выход белого медвежонка с мамой-медведицей из берлоги. Единственный, кто смог снять жизнь и повадки белых медведей, — легендарный оператор Юрий Ледин. Он всю зиму жил в балке, снимал на примитивную камеру и сделал уникальный фильм, но даже ему до конца не удалось увидеть первые выходы медведей.

Однажды директор заповедника острова Врангель Леонид Федорович Сташкевич убедил мою жену, что я должен в феврале прилететь на остров, когда происходит это фантастическое событие. Дело в том, что медвежата появляются на свет не белыми, а розовыми! У них еще нет пигментации.

Не знаю, как я решился в самое холодное время года отправиться в экспедицию на Северный Ледовитый океан, чтобы в диком уголке острова увидеть родильный дом белых медведей! Температура воздуха минус сорок! Вертолет не смог сесть в поселке Ушаковское и приземлился в 50 километрах, в Уютном. Леонид Федорович сделал все: меня встречали на «Буране», выдали меховой олений комбинезон, теплую куртку-кухлянку, оленьи рукавицы и шерстяную маску на лицо. Второй «Буран» стоял под парами, и, если бы к намеченному времени мы не появились, он бы выехал навстречу. Мы шли через торосы и добрались глубокой ночью. Я промерз так, что не мог говорить. Веки примерзали к глазам. Отогревался в течение двух часов. В эти морозы даже звери не ходят.

Найти берлогу очень сложно. Ты можешь сутками караулить, но выход медведей не увидишь в бескрайнем белом пространстве. А профессионалы чувствуют, где медведь может залечь. Здесь должно быть везение. Когда мы нашли берлогу, медведица, конечно, разозлилась. Этот момент мне и удалось запечатлеть. Кадр я назвал «Добро пожаловать!»

— Есть ли какие-то правила при съемке медведей?

— На съемках рядом со мной всегда кто-то был: либо биолог, либо охотник. Эти люди знали повадки животных, правила поведения в Арктике. Без их помощи многих кадров просто не было бы.

Как правило, медведи ложатся под сопку. Тактика съемки простая: если зверь выскочит, ты должен кубарем катиться вниз. Поэтому снимаешь снизу вверх. У меня были два простых пленочных «Никона». Они работали на морозе. Камеры после съемки долго оттаивали. Снимал, конечно, втемную. Только в Москве, проявив пленки, я увидел, что все получилось.

— Все-таки удалось сфотографировать первый выход маленьких топтыгиных?

— Мы проехали 70 километров на «Буране» по жесткому, как асфальт, снегу и увидели вдали еще одну белую медведицу с медвежатами. Увеличили скорость, но все было напрасно — не догнать. Уже темнело, солнце в феврале поднимается на час-два, не больше. Под самый вечер, когда мы в отчаянии собрались вернуться на базу, появилась медведица с двумя розовыми медвежатами. Я обомлел: это была удача! Несколько сюжетов удалось снять с плеча моего помощника. У меня был штатив, но какой штатив! Все делалось мгновенно. Я молился Богу, чтобы камера не замерзла. Мы бросили «Бураны» и побежали к тому месту, чтобы снять семью с более близкого расстояния, но медведица исчезла, растворилась в белом безмолвии. Я ощущал такой азарт, что даже не думал о том, что было бы, если бы она нас увидела. Зашли бы за сопку, и она бы там сидела! Бежать некуда — пологая местность. У нас даже не было ракетницы, чтобы отпугнуть хищника.

— Говорят, что, спасаясь от медведя, надо забираться на дерево.

— Когда я слышу такие истории, меня всегда разбирает смех. Мне приходилось снимать бурых медведей, и я видел, как они забираются. Мы стометровку бежим медленнее!

Многие снимают белых медведей. Канадцы любят фотографировать их на помойках, да и у нас этим не брезгуют, но первый выход с детенышами — особый случай. Помню, как мы на вертолете забирали операторов с мыса Уэринг на острове Врангеля. Я видел изнеможенных людей, которые были счастливы, что за ними прилетели. Операторы просидели две недели и ничего не сделали. Им просто не повезло.

— Известны случаи, когда не везет по-настоящему. Слышала, что один неосторожный фотограф подвергся атаке овцебыка в Гренландии. На твоем кадре — овцебык в солнце. Зверь выглядит как сказочный персонаж, сделанный в фотошопе.

— Тогда фотошопа еще не было. Поискам стада овцебыков мы посвятили целый день. Вертолетчики сказали, что они пасутся в 50 км от базы. База — крохотный домик, где печь топится соляркой. На ночь все выключается, потому что, если солярка вспыхнет, сгоришь мгновенно. Там я понял, почему сибиряки едят пельмени. Все остальное застывает намертво и превращается в камень.

Мы затемно выехали в район, где видели овцебыков, и стали искать. Проискали целый день, и только когда стало садиться солнце, в последних заходящих лучах открылось феерическое зрелище: пасутся быки, от них исходит пар, они растворяются в этом мареве. А вожак стоит чуть поодаль. И мы с моим помощником Дмитрием опять нарушили правила поведения в Арктике. Сбросили кухлянки на 30-градусном морозе и побежали к стаду. Нас разделяли километра полтора по сопкам. Когда до зверей оставалось метров триста, я сделал нереальный кадр с рук, объективом 500 мм на минимальной выдержке. Так получился овцебык в солнце.

На базе Леонид Сташкевич устроил нам головомойку. В Арктике в такой мороз бегать нельзя. Не дай бог, что случится — помощи ждать неоткуда.


Елена Светлова

sos!

Две недели  назад на улице Искры, на парковке, привязали молодого кобелька. Псу повезло: мимо шла девушка, которая не смогла оставить его на улице. Она дала ему кличку Джоник, но не может оставить его у себя навсегда.

Джоник явно был домашним. Он обожает ездить на машине, приучен к поводку и почему-то тянется к молодым мужчинам. Возможно, они напоминают ему хозяина. Пес очень ласковый и контактный, среднего роста — около 50 см в холке, по возрасту — примерно 1 год. Джоник прекрасно ладит с кошками и собаками. Не смотрите, что на фото он получился очень суровым. Просто он не умеет позировать.

Звоните: 8-905-537-67-21 и 8-903-555-85-02

Фотоконкурс «Обидно»

Обижаться можно по-разному. Проще всего принять красноречивую позу и напустить на себя грустный вид. Впрочем, у некоторых пород всегда печальный вид, как, например, у этого пса.

Фото Елены Горбачевой.

Кот Рыжка обиделся не на шутку.

Фото Светланы Полуляшной.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру