Директору Юрию Итину сообщают, что у двух актрис температура под 40, они в лежку и без голоса. Что делать? Никакой паники: Волковский театр хоть и драматический, но очень даже музыкальный (поют практически все, а многие играют на музыкальных инструментах). Штатный композитор — Игорь Есипович — на ходу перераспределяет джазовую нагрузку с семи вокалистов на пять, джаз-банд — в неизменном составе. Буфет «заряжает» в фойе шампанское для публики, а я совершаю экскурсию по историческому зданию. В последнее время здесь разительные перемены.
Волковский хоть и считается самым первым общедоступным театром в государстве Российском (счет идет с 1750 года, когда в кожевенном амбаре братья Волковы сыграли на простой публике спектакль), но до недавнего времени за него как-то было неловко. Прежде всего — за его внешний облик: облупившаяся штукатурка, лепнина обвалилась, и скульптуры по фасаду напоминали не муз искусства, а запущенных пациентов кожно-венерологического диспансера. Даже Дмитрия Медведева, когда тот был еще президентом и приезжал в Ярославль, стыдливо провезли по параллельной улице.
Теперь театр имени Федора Волкова, если смотреть с фасада, игрушка. Особенно вечером, когда желтое здание образца 1911 года красиво подсвечено, по бокам бегут роллеры с афишей. Остальные части еще пока в зеленой строительной сетке, но директор обещает, что к концу сезона театр будет готов полностью.
Интересно: Федор Волков, основавший общедоступный театр вперед Москвы и Петербурга, личность удивительная. Согласно указу Елизаветы — первый профессиональный российский актер. На известном портрете он розовощек и кудряв, молодой человек весьма богемного, изнеженного вида. На деле — горячая русская натура широких взглядов, на немецком говорил как на родном. Декоратор, композитор, мастер крупной формы и массовых зрелищ. Но, как ни прискорбно, именно они стали его триумфом и погибелью. Когда Волков ставил в Москве масленичные гулянья, то носился с распоряжениями по Первопрестольной в адский мороз в одной рубашке. Схватил пневмонию и за три дня сгорел в возрасте Христа — 33 лет. На Рождество Христово театр, носящий его имя, подготовил музыкальное представление — «Рождественский блюз».
Зал заполняет публика. Провинциальной ее не назовешь — разве что скромнее держится и с претензией не выясняет отношений: «Это наши места!». Кстати, билеты на «Блюз» раскупили еще в начале декабря, как только они поступили в продажу, и цены в сравнении с московскими шокируют: самый дорогой — 800 рублей. За кулисами в нерваке ходят артисты, одетые как с обложки журналов середины прошлого века: стиляжьи узкие «дудочки» у мужчин и юбки-клеш у барышень.
«И тебе веселенького маленького Рождества» — песенка 1944 года, которую впервые исполнила мама Лайзы Миннелли — Джуди Гарленд, — одна из двух десятков старых композиций, на которых Игорь Есипович построил «Рождественский блюз». Никакого конферанса и навороченных декораций (вместо них — качественные видеопроекции на заднике). Но простота и элегантная манера исполнения джазовых шлягеров (самый ранний от 1910 года) создают уютную атмосферу Рождества и сочельника.
Так вот, о переменах в самом первом русском театре: они связаны с человеческим фактором — при неработающих законах это единственный гарант порядка в России. Два сезона назад в театр пришел новый худрук — Евгений Марчелли, а через полгода директором в Ярославль приехал из Москвы Юрий Итин. Что меня удивило — без команды, без своего бухгалтера и юриста. Ключевые должности сохраняются до сих пор за местными специалистами, и только спустя два года Итин пригласил из Москвы двух замов по хозяйственной и организационной работе. Результат за полтора сезона — отреставрированное по фасаду здание, восемь премьер, открытие камерной сцены, переформатирование фестиваля имени Волкова и создание нового — для театральных школ России. Кстати, когда над старейшим ярославским театральным училищем нависла угроза сокращения, новому руководству удалось отстоять его.
— Юра, а почему ты пришел без своей команды? Это даже несовременно.
— А зачем? Люди работали, любили свой театр. А потом приходит новый начальник и всех меняет. А если начальник ненадолго?
— Но деньги-то должен считать свой человек.
— Деньги должен считать профессионал.