Галина Вишневская: «Здесь, в Грозном, мой Белый дом»

Был в жизни Галины Вишневской один период, который очень удивил тех, кто ее не знал близко

Она снялась в фильме Александра Сокурова «Александра» в роли бабушки, приехавшей навестить внука, служащего в Чечне. Съемки проходили в Грозном и оперная примадонна жила там, как все, без золота дорогих отелей. Но для нее это было само собой разумеющимся прежде всего гражданским поступком.

Был в жизни Галины Вишневской один период, который очень удивил тех, кто ее не знал близко

Сама Галина Павловна называла эти съемки «своим Белым домом». Намекая в на своего супруга, оказавшегося в Белом доме во время осады 1991 года. Мы публикуем фрагмент из интервью, которое она дала «МК» на премьере «Александры»:

— Я уехала из дома, не говоря ничего мужу (Мстислава Леопольдовича не станет буквально за полгода до премьеры фильма, - «МК».). И когда он мне позвонил и спросил: “Где ты?” — я ответила: “В Грозном”. Он переспросил: “Где?!” Он-то думал, что я отправилась в Минводы. “Как так? — заволновался он. — Что за безобразие? Срочно приезжай домой!” “Нет, — говорю. — У тебя же был Белый дом. Теперь моя очередь. Только мой Белый дом — здесь. Не могу я никуда ехать: группа — здесь, я — здесь. Мой Белый дом”.

— Что значат эти съемки лично для вас?

— Очень многое. Это роль прекрасная. Новые совершенно ощущения в непривычном для меня образе. Я — оперная певица, а это вечно молодые героини: Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Лиза и так далее. А здесь это — обобщенный, сильный образ матери. Хозяйки своей страны. Так она и идет по всему фильму. А все вокруг — ее дети. Она их всех нарожала и теперь хочет посмотреть, что из них вышло и как они будут жить дальше. Она задает вопросы, ничего не говоря. А вы должны их услышать, увидеть и ответить — каждый сам себе, — что же вообще человек должен дальше делать, если он уже дошел до такого состояния, что, как в Америке, готов перестрелять половину школы. Мир сошел с ума. Люди одичали. Но кто-то же должен задуматься о будущем.

— После финальных титров люди в зале встали и очень долго аплодировали…

— Я стояла среди них. Конечно, это особые ощущения… Я готова с Александром Николаевичем выйти на бис — сделать еще один фильм. И мы его сделаем. Пока есть силы, я открыта для творчества. Я пройду свой путь до конца.


Никита Карцев

Александр Сокуров, режиссер: «Ее уход - одна из главных потерь моей жизни»

— К тому, что я сказал картинами «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская» и «Александра», мне трудно что-то добавить. Это две большие работы с участием семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. В одной они участвовали они оба, во второй – Галина Павловна.

Ее уход - одна из главных потерь моей жизни. Я сегодня это очень хорошо ощущаю. Каким прекрасным и чудесным человеком была Галина Вишневская! Она – это целый мир. На январь-февраль мы планировали с ней съемки. Постоянное общение с Галиной Павловной, причем не только личное, прямое, но и духовное, было очень важным для меня. Я потерял родного человека, именно так я ее всегда воспринимал. Когда Галина Павловна поехала в Чечню на съемки нашего фильма «Александра», это не было тайной для ее семьи, о чем иногда говорят, об этом знали ее дочери... Ей, как великой драматической актрисе, а она была таковой помимо того, что являлась великой певицей и музыкантом, нужно было работать. Она ощущала в этом потребность и прекрасно понимала, что сценарий написан специально для нее. Если бы Галина Павловна не смогла сниматься, я бы вообще не взялся за этот фильм. Она все это чувствовала. И ей казалось чрезвычайно важным участие в этой работе. Нам действительно важно было поехать туда и сделать этот фильм. Очень сожалею, что в Чеченской Республике «Александра» не разрешена к показу. Насколько я понимаю, реакция на картину со стороны чеченцев оказалась довольно враждебной. Вы наверняка знаете, что в Чеченской Республике свои законы. Я, естественно, никаких документов не видел, знаю, что премьеры фильма «Александра» там не было. Мне даже говорили, что когда «Первый канал» показывал эту картину, там она не шла. Повторяю, я не имею никаких документальных подтверждений этому, исхожу лишь из той информации, которая ко мне поступала. Но это уже их выбор. Фильм же делался не специально для них. Галина Вишневская относилось к нему очень серьезно. Во время съемок она очень внимательно наблюдала за тем, что происходило вокруг, неоднократно мне говорила: «Саша, посмотрите, как много детей... - потом делала паузу и продолжала, - готовится к войне». У нее, человека своего поколения, было внутреннее ощущение, что это знак предстоящей новой волны проблем. Это ее очень волновало.

Андрей Сигле, продюсер фильма «Александра»: « Галина Павловна была бесстрашной женщиной»

«Съемки фильма «Александра» проходили в Грозном в тот момент, когда там шли даже уличные перестрелки. Мы доезжали на съемочную площадку в бронемашинах в сопровождении саперов, которые разминировали дорогу по ходу нашего движения. Нас охраняли бэтээры. Жара тогда стояла под 50 градусов в тени. Условия были экстремальными. Мы хранили в тайне сам факт съемок и имя главной исполнительницы главной роли. Но случилось так, что Галину Павловну Вишневскую пригласили посмотреть на детей-сирот, занимавшихся музыкой. И вдруг во время этой встречи неожиданно появился Рамазан Кадыров. После этого стало известно о том, что мы снимаем фильм. Но и потом многое проходила в обстановке строжайшей секретности. Когда Галине Павловне надо было возвращаться в Москву, у нее был билет на один рейс, а вылетела она в итоге совсем из другого аэропорта в соседнем городе. Отправили туда сразу несколько машин, так чтобы никто точно не знал, в какой она находится. Галина Павловна была бесстрашной женщиной. Когда Александр Сокуров предложил ей роль, она сказала, что ехать в Чечню ей не страшно после пережитого во время блокады Ленинграда. Она мужественно переносила бытовые неудобства во время съемок»


Светлана Хохрякова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру