— Борис Юрьевич, правильно ли я понимаю, что с принятием закона о полномочиях омбудсмена вы станете государственным ведомством в едином лице?
— Выходит, что так. Были сомнения по поводу того, каким образом эти полномочия нужно закрепить в законодательстве: указом президента или как-то еще. В итоге остановились на законе. И если сейчас я являюсь госслужащим в рамках Администрации Президента, то со вступлением закона в силу статус омбудсмена будет повышен до госограна, подчиняющегося главе государства. На этой неделе законопроект будет внесен в Госдуму, и думаю, что до 1 декабря он уже может быть принят.
— Какими темпами сегодня развивается инфраструктура института бизнес-омбудсмена?
— Работа кипит. Сейчас мы заняты формированием региональной сети. На сегодняшний день уже назначено 6 кандидатур, в остальных регионах пока еще идет процесс согласования, ориентируемся еще на 30 человек. Таким образом, будет создана сеть помощников — общественных омбудсменов. Ну а чтобы все это замкнулось в единую сеть, мы создаем специальную «красную кнопку» для предпринимателей, которая будет запускать нашу систему по работе с их жалобами.
— И где эту «кнопку» можно будет нажать? Только в Интернете или можно будет прийти в какой-то офис?
— Будет и офис, конечно, но прежде всего это технологическая платформа, работающая по системе переходов на взаимосвязанных ресурсах в Сети. «Кнопка» будет располагаться на сайтах федеральных и региональных министерств, скорее всего будет интеграция и с порталом госуслуг. Только здесь нельзя забывать о нескольких условиях: чтобы воспользоваться «кнопкой», вы должны быть предпринимателем, с момента подачи жалобы не должно было пройти больше трех лет, и вам реально должно быть отказано одним из министерств. Омбудсмен — это последняя инстанция.
— То есть сначала предприниматель должен пытаться решить проблему своими силами?
— Не своими силами, а используя ту сеть, те возможности, которые уже существуют. И если вы зашли в тупик, если везде было отказано, тогда можете нажимать «красную кнопку».
— Свой пост вы занимаете с 22 июня. Каких успехов за эти 4 месяца уже удалось достичь?
— 233 обращения было принято в работу, некоторые уже решились, но в основном они административного характера. Хотя мы по-прежнему помогаем предпринимателям, которые находятся под уголовным преследованием. Как минимум добиваемся того, чтобы их выпускали под залог.
— Не могу не спросить про Михаила Ходорковского. Ведь он же действительно обратился к вам за помощью?
— Да, все так. Сейчас его обращение проходит стадию юридической и общественной экспертизы. Поддерживаем постоянный контакт, так что никаких отказов ни с нашей, ни с их стороны не было. Мы работаем.