Свет — в массы

В ключевой энергетической компании московского региона сменилось руководство

Недавно руководителем Московской объединенной электросетевой компании (ОАО «МОЭСК»), отвечающей за электроснабжение столицы и Подмосковья, был назначен Петр Синютин.

В интервью «МК» новый руководитель компании рассказал о своих планах решить в кратчайшие сроки накопившиеся проблемы: облегчить подключение к электросетям, предпринять все возможное для сдерживания тарифов и сделать работу компании более прозрачной для потребителей.

В ключевой энергетической компании московского региона сменилось руководство

— Петр Алексеевич, каким было ваше первое распоряжение на новой должности и как вы в целом видите приоритетные задачи по развитию компании в ближайшее время?

— Один из первых шагов — сделать работу компании максимально прозрачной для потребителей. Сейчас мы готовим приказ, где будет четко прописано, как должна быть организована работа МОЭСКа, особенно в части технологической процедуры. Это позволит компании стать максимально понятной для клиентов. Воплощение этой программы и есть наша ключевая задача на ближайшие два месяца.

Мы приложим максимум усилий, чтобы упростить жизнь нашим потребителям. Например, мы планируем развивать интернет-сервисы, открывать новые клиентские офисы. В своей работе мы также будем максимально соблюдать антимонопольное законодательство, придерживаться всех процедур и предписаний. Мы не собираемся выглядеть нарушителями ни в глазах общественности, ни в глазах Федеральной антимонопольной службы.

— Многие потребители жалуются на неподъемную бюрократию и даже коррупцию при подключении к сети, допустим, частных земельных участков или небольших компаний. Можно ли надеяться, что МОЭСК станет более клиентоориентированной компаний?

— Осенью будет ликвидирована вся наша задолженность по присоединению льготных категорий потребителей. Это решение мы приняли на недавнем оперативном совещании. Речь идет как раз о дачных участках, частных домах, то есть о потребителях с мощностью до 15 киловатт. Все руководители сетевых филиалов получили это распоряжение, и его неисполнение в данной ситуации просто неприемлемо. Что до бюрократических проволочек, то мы, безусловно, будем совершенствовать и радикально упрощать все процедуры по присоединению, это один из наших основных приоритетов.

— Что скажете о нынешних тарифах на электроэнергию в Москве и области? Можно ли их назвать заниженными после того, как в прошлом году правительство пересмотрело тарифные решения? Или еще есть резервы для сдерживания их роста?

— У нас нет цели увеличивать сетевую составляющую в тарифе. Напротив, мы собираемся максимально осваивать те средства, которые нам уже выделяются на капитальное строительство и ремонт. В нашей компании принята программа сокращения издержек, предусматривающая в том числе оптимизацию материально-технического обеспечения. Это направление я буду всячески поддерживать и развивать. Вообще для российской энергетики одним из главных резервов для сдерживания тарифов на долгосрочную перспективу является снижение потерь электроэнергии в сетях. Эта задача — один из постоянных приоритетов МОЭСК. В прошлом году при нормативе 11,2% компания закончила год с результатом 10,8%, но это все равно выше, чем, например, в странах Западной Европы. За счет чего мы планируем сокращать эти потери? Во-первых, это так называемые технологические потери, которые мы будем снижать заменой старого оборудования на современное, энергоэффективное. Во-вторых — оптимизация режимов загрузки сетей. Здесь мы связываем надежды с развитием технологий так называемых «умных» сетей. Это одно из самых перспективных направлений в мировой энергетике, которое предполагает внедрение информационных технологий, современных «умных» приборов учета и средств телеметрии, объединенных в единый комплекс. За счет более высокой наблюдаемости сети можно оптимизировать режимы и снизить потери с нынешних 11% до 4–5%, а это, поверьте, колоссальный экономический эффект. В-четвертых — борьба с потерями другого рода — коммерческими. Что я имею в виду: воровство электроэнергии, несанкционированное подключение к сетям, безучетное и бездоговорное потребление — все эти нарушения мы будем жестко пресекать.

— Каким образом?

— Например, в рамках акции «Честный киловатт», во время которой энергетики МОЭСК регулярно проводят рейды по выявлению воровства электричества, поскольку это ведет не только к росту тарифа, но и к технологическим нарушениям в сети. После рейдов составляются акты, с энерговоров взыскиваются неуплаченные деньги.

— Вы говорили про развитие «умных сетей». Какие у вас планы насчет развития инноваций?

— Есть, например, проект по развитию сети зарядных станций для электромобилей. В перспективе к 2017–2018 годам планируется строительство порядка 3 тысяч таких станций, но это будет зависеть от спроса. Для устойчивого инновационного развития нам необходимо сотрудничество с ведущими техническими вузами, проведение совместных научных исследований. Это направление также будет одним из приоритетных. Потому что кроме внедрения инноваций, поиска каких-то новых технических решений мы будем решать еще одну острую проблему — кадровую. Например, квалифицированных специалистов по релейной защите или противоаварийной автоматике сегодня можно буквально по пальцам пересчитать. Поэтому мы хотим уже с институтской скамьи готовить ребят к работе в наших сетях. Программа сотрудничества с ведущими вузами должна быть готова в октябре. Будем привлекать ребят на практику, а наши специалисты будут руководителями их дипломных проектов, подготовленных на примере развития наших электросетей.

— Кроме вашей компании, в столице и Подмосковье насчитывается еще более 200 мелких сетевых компаний, которые, получая электроэнергию от ваших сетей, напрямую работают с потребителями. После отключений во время «ледяного дождя» зимой 2010–2011 годов много говорилось о нескоординированности действий МОЭСК с территориальными сетевыми организациями (ТСО), о «лоскутности» электросетей. Как вы планируете выстраивать работу с этими организациями?

— Я с большим уважением отношусь к работе квалифицированных специалистов в ТСО. У нас есть программа по консолидации, которая предполагает объединение таких сетей на базе МОЭСК. Безусловно, мы готовы к переговорам со всеми сетевыми компаниями региона как о приобретении активов, так и о создании совместных компаний по эксплуатации сетей. В любом случае консолидация — это вопрос среднесрочной перспективы, а прямо сейчас нам предстоит наладить максимально тесную и скоординированную работу, потому что от этого зависит надежность энергоснабжения потребителей, скорость ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций вроде того же «ледяного дождя».

— То есть уроки «ледяного дождя» не прошли даром? Какие вообще были сделаны выводы из того блэкаута? Теперь-то наши электросети готовы к зиме?

— Та ситуация была подробно проанализирована, выводы сделаны, и при подготовке к зиме мы их, разумеется, учитываем. Это касается и расширения просек линий электропередачи (в этом году, например, уже расчищено более трех тысяч гектаров), и закупки спецтехники для аварийно-восстановительных бригад, и аварийного запаса, и мобильного резерва, и парка резервных источников питания. Параллельно мы ведем техническое перевооружение сетей, что тоже значительно повышает общую надежность энергосистемы. Например, мы сейчас меняем старые алюминиевые провода на самонесущие изолированные провода, которые минимизируют риск аварийных отключений при ветровой нагрузке или при падении деревьев на линии электропередачи. Это уже качественно новые уровень надежности электроснабжения.

— Насколько, на ваш взгляд, сети региона нуждаются в инвестициях? Эксперты в прошлом упрекали МОЭСК в «раздутых» инвестпрограммах.

— Вот вам простой пример с теми же изолированными проводами. В европейских странах самонесущие изолированные провода используются уже десять лет. А мы только приступаем к решению этой задачи. Вот и смотрите: раздутая это программа или не раздутая. Сейчас мы заменили только 10% проводов. Не скажу, что у нас мало денег — их достаточно, чтобы нормально развиваться и переломить ситуацию, когда общий износ сетей растет с каждым годом. Просто на это нужно время. Предстоит проделать большой объем работы по замене трансформаторов, выключателей, разъединителей и другого сетевого оборудования, линейного и подстанционного. Все это, в конечном итоге, повысит надежность элетроснабжения Московского региона.

— Будет ли как-то меняться работа компании в связи с расширением Москвы?

— Мы находимся в постоянном взаимодействии с правительством Москвы по всем вопросам, связанным с присоединяемыми территориями. Сейчас мы готовим соответствующую программу до 2015 года, в которой предусматривается развитие сетевой инфраструктуры с учетом новых территорий. При этом для нашей компании эти места не «новые», мы работаем там уже много лет. Например, на территориях Новой Москвы есть производственные отделения как «Южных электросетей» МОЭСК, так и предприятий «Западных электросетей». В данный момент мы также координируем диспетчерскую работу нашего филиала «Центральные электрические сети» с тем, чтобы она была встроена в единый комплекс энергоснабжения города.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру