Четыре года назад с первенства Европы в Лозанне российские юниоры привезли шесть медалей. Единственное «золото» на перекладине тогда завоевал амбициозный москвич Эмин Гарибов, прихватив вдобавок и «серебро» на брусьях.
Первая серьезная проверка на взрослом уровне для Эмина случилась в октябре прошлого года на чемпионате мира в Токио. В составе команды он занял четвертое место, внеся свой вклад в завоевание олимпийской лицензии. Уже спустя год Гарибов стал главным героем чемпионата континента, выиграв «золото» на любимой перекладине и «серебро» в командных соревнованиях.
ЛОНДОН ЖДЕТ
— Эмин, удалось отдохнуть после чемпионата Европы?
— Сейчас об отдыхе уже никто не думает: на носу Олимпиада. На пару дней снизили нагрузки почти до минимума: бегали по лесу, занимались ОФП. А потом снова вернулись в привычный ритм. До отъезда в Лондон будем работать в этом режиме. Сейчас менять что-то кардинально уже поздно. Главная задача — отточить все комбинации, отработать их до автоматизма.
— В Лондоне бывать доводилось?
— Пока нет. Но я наслышан об условиях, которые нас ожидают, от товарищей по команде. В британской столице проводилось достаточно стартов, например, чемпионат мира-2009. Антон Голоцуцков рассказывал, что там небольшой, уютный зал. Что еще нужно?
— Голоцуцков пропустит Олимпиаду из-за травмы. Насколько велика эта потеря для сборной?
— Антон — двукратный бронзовый призер Олимпийских игр в Пекине, и этим все сказано. Он долгое время был лидером, капитаном команды, от него мы получали большую моральную поддержку. Придется справляться без него.
— На чемпионате Европы российская команда проиграла англичанам всего 0,7 балла. Будут ли хозяева Игр претендовать в Лондоне на медали?
— Сложно сказать. В мире много сильных сборных, хотя родные стены, конечно, помогают. Сегодня у нас не так много информации, в каком состоянии находятся соперники. Ведущие азиатские страны — такие, как Китай, Япония, Корея, — готовятся обособленно. Чемпионат Европы пусть и приоткрыл немного завесу в отношении команд из Старого Света, но не стоит забывать, что многие в Монпелье не досчитались основных спортсменов.
ПО МАМИНЫМ СТОПАМ
— Была ли альтернатива в выборе вида спорта?
— У меня — спортивная семья. Маме прочили большое будущее в спортивной гимнастике. Папа — кандидат в мастера спорта по вольной борьбе. В динамовский зал меня отвели в четыре года. Сначала просто для поддержания здоровья. Параллельно занимался плаванием, но в бассейне у меня сразу не пошло. В зал я ходил со старшим братом Анаром. Он перепробовал кучу видов спорта — и везде у него получалось очень здорово. Но в итоге Анар выбрал учебу и семью, я же продолжил идти по спортивному пути.
— Мама, наверное, ваша главная болельщица?
— Родители поддерживают одинаково яро. В детстве очень не любил, когда близкие присутствовали на трибуне, стеснялся. Сейчас же, наоборот, каждый год с нетерпением жду Кубок Воронина, который проходит в родном динамовском зале. Родители еще ни разу не пропустили эти соревнования.
— Какой турнир стал для вас переломным, открывшим путь в большой спорт?
— Юниорское первенство Европы в Лозанне. То был мой первый международный старт, дебютное выступление за сборную страны. Тогда мы совсем не знали наших соперников. Ни о каких тактических ходах не было и речи. Приехали, показали, на что готовы, и уехали. Это значительно легче, чем сейчас, когда волей-неволей оцениваешь конкурентов, прикидываешь в уме возможные расклады, тратишь энергию совсем не на то, что нужно.
— Знаю, что вам тяжело дался переход из юниоров на взрослый уровень. С чем это связано?
— Большинство спортсменов через это проходит. Представьте, вы еще не готовы составлять конкуренцию ведущим гимнастам страны, а выступать по молодежи уже не имеете права. Ты словно выпадаешь из обоймы, теряешься из виду. Бывают, конечно, исключения. Тот же Давид Белявский еще выступал среди юниоров, а уже готовился к взрослому чемпионату мира. Но это редкость. У меня переходный период занял примерно два года. Было тяжело, не раз возникали мысли закончить со спортом.
ВРАТАРЬ
— Главные победы вы одержали на перекладине. Когда появилась такая любовь к этому снаряду?
— В детстве мы выполняли обязательную программу, одинаковую для всех. Помню, что всегда чисто делал вольные упражнения и кольца.
В перекладине резко прибавил после Олимпийских игр в Пекине. Именно тогда произошли значительные изменения в правилах, появилась возможность включать в программу новые связки. Такие перемены оказались мне на руку.
— У вас не типичное телосложение для гимнаста: большинство ваших коллег значительно ниже ростом. Это плюс или минус?
— Рост дает преимущество в таких видах, как перекладина, конь, брусья. Длинные руки обеспечивают длинные рычаги — это элементарная физика. Зато по той же причине мне очень сложно, как у нас говорят, «выжимать кольца», то есть отрабатывать силовую часть в этом упражнении.
— Слышала, вы даже в отпуске не изменяете активному образу жизни. Неужели никогда не возникает желания просто полежать на диване?
— У меня особенность организма такая: быстро теряю форму. Поэтому расслабляться никак нельзя. Раз в день даже во время отпуска даю себе хорошую физическую нагрузку. Предпочитаю отдыхать на море. Там можно и поплавать, и по песку побегать, и в футбол-волейбол поиграть.
— С футболом на «ты»?
— Это мой любимый вид спорта после гимнастики. Чаще всего играю в воротах, это у меня получается лучше всего. Наверное, помогает хорошая координация, ловкость. С упоением смотрел Евро. Помимо нашей сборной болел за Португалию и Италию.
— Клубные предпочтения имеются?
— Я большой поклонник столичного «Динамо», ведь почти всю жизнь провел в гимнастическом зале недалеко от стадиона в Петровском парке. На тренировки частенько надеваю любимую бело-голубую майку. Еще несколько лет назад посещал все домашние встречи команды, причем билеты всегда брал на фанатский сектор. Особенно памятен последний матч «Динамо» в Петровском парке. Помню, обыграли «Томь» со счетом 2:0. К сожалению, сейчас на футбол почти не хожу: в Химки ездить далековато, да и времени стало меньше.