— Если бы лет пять назад сказали, что стану чемпионкой, то посмеялась бы. До сих пор, кажется, что сплю, — искренне удивляется звезда отечественного паралимпийского дзюдо. — Когда моему школьному учителю по физкультуре рассказали, что я стала заниматься спортом, он воскликнул: «Забродская? Не может быть!» В школе для меня урока по физкультуре просто не существовало. С освобождением по зрению всегда сидела на лавочке, хотя во дворе любила «погонять» мяч с мальчишками, играла в подвижные игры. Родители не запрещали: в семье слово «инвалид» не произносилось. Однако ни в одну секцию не записывали — перестраховывались.
У меня с рождения плохое зрение. Но я рада, что различаю хоть что-то: цвета, небо, солнце. «Тотальникам», абсолютно слепым, еще хуже. Мне грех жаловаться.
— В дзюдо как оказались?
— Однажды, когда уже училась в институте, пригласили поиграть в футбол в Центральный дом культуры Всероссийского общества слепых.
К тому моменту уже состояла в студенческой сборной по мини-футболу, мы даже выходили в Высшую лигу среди вузов Москвы. Среди игроков оказался старший тренер по дзюдо среди слабовидящих Ислам Ибрагимов. После матча он подошел и предложил попробовать дзюдо.
Пару раз позанималась без особого энтузиазма, потом Ислам со сборной уехал на Олимпиаду-2004 в Афины, а я с чистой совестью все забросила. Но он оказался настойчивым... Для меня дзюдо долго оставалось сродни кружку по интересам.
А тут умудрилась травмировать плечо, на полгода выбыла из строя.
Но после реабилитации Ислам предложил участвовать в чемпионате России. Хотя к тому моменту умела делать только «заднюю подножку»! Но он не переставал верить в меня. Заняла второе место и поехала на свои первые в жизни сборы. Тогда поняла: хочу выигрывать.
— Конкуренция в вашем весе высокая?
— Бешеная. На чемпионате мира было 12 соперниц. Кубинка, венгерка, мексиканка, испанка, американка — все высокого класса. Денно и нощно «пахать» надо, чтобы одолеть такие «кадры». Особенно мне, учитывая, что в большой спорт я пришла уже взрослой, а мои соперницы на татами с детства.
Многие думают, инвалидный спорт — это ерунда, а порой все серьезней, чем у здоровых. Знали бы вы, сколько «подставных» на международных турнирах! Соперницы делают подсечки под каждый шаг с такой скоростью и точностью, что невольно усомнишься в их незрячести.
На чемпионат мира кубинская сборная привезла девочку. Там со спины и не поймешь — мужчина или женщина. А как борется! Согнула меня в бараний рог и контролирует каждое движение. Все, пиши — пропало. Мне потом рассказывали, как она бодро вошла в зал, отыскала, кого хотела, помахала всем ручкой...
— В чем секрет побед Ольги Забродской?
— Борюсь со зрячими, хотя официально это не разрешено. Паралимпийское дзюдо отличается от олимпийского только первыми минутами встречи: нам разрешается брать захват. В остальном же это полноценный контактный вид борьбы. Благодаря тренировкам со зрячими научилась быстро перехватывать захваты. А еще с головой «дружить» надо. Грамотный психологический настрой — один из основополагающих факторов победы.
— Не так давно вы уже побеждали в Великобритании. Ваш финал на первенстве Европы против Татьяны Савостьяновой был очень драматичным...
— Мы с Таней — принципиальные соперницы. И наш поединок в Лондоне выдался очень напряженным. Выиграла. Впереди много работы, но я, кажется, неплохо «протестировала» лондонское татами. Сделаю все, чтобы в этом году в Лондоне спеть национальный гимн, стоя на пьедестале.
— Слышала, вам предлагали выступать за другую страну?
— Звали. Но я россиянка, защищаю флаг своей страны, а потому в косу вплетаю трехцветную ленточку.