Сержант станет отцом солдатам

Александр Постников о контрактниках, технике и новых военных городках

Сухопутные войска для Российской армии всегда были главным видом войск. Континентальное положение, протяженные границы, опасные соседи  — благодаря всему этому СВ стали ядром и самой крупной составляющей Вооруженных сил. Не мудрено, что именно здесь наиболее тяжело отразилась текущая реформа армии. Теперь, когда Сухопутные войска сбросили «лишний вес», настало время формировать новый облик. О том, по каким основным направлениям сейчас идет это формирование, «МК» рассказал главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников.

Александр Постников о контрактниках, технике и новых военных городках

— Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, о новых принципах формирования общевойсковых бригад СВ. В чем принципиальное отличие от существовавшей ранее системы?

— Одним из основных направлений реформирования Вооруженных сил, в том числе и Сухопутных войск, являлось создание структур органов управления соединений и частей, входящих в боевой состав только с категорией постоянной готовности. Под постоянной готовностью подразумевается способность обеспечить возможности для этих органов управления, соединений, частей выполнять свои задачи по предназначению в штатной численности мирного времени без дополнительной подготовки и в установленные сроки. Причем эти структуры, и если речь вести о сухопутных войсках, это бригады, должны быть при этом мобильными, маневренными, компактными, способными в достаточно короткие сроки выполнять задачи по предназначению в любом регионе. Поэтому к тому же они должны быть в основной своей массе и аэромобильными.

Исходя из таких подходов к формированию боевого состава сухопутных войск, мы предполагаем их иметь в виде «тяжелых», то есть имеющих максимальные возможности по защите от воздействия противника и максимальные боевые возможности по его поражению. Они по своему составу будут напоминать нынешние танковые. Будут также бригады мобильные, в том числе и аэромобильные, среднего типа, которые мы относим к многофункциональным, способным выполнять такие задачи.

Понимая специфические, особые условия применения общевойсковых бригад, мы предусматриваем в будущем также наличие в боевом составе и бригад горных, бригад десантно-штурмовых и, учитывая специфику применения в условиях Арктики, мы предполагаем и способны осуществить подготовку и таких профильных бригад.

Все это в совокупности позволяет, имея в боевом составе соединения и части постоянной готовности, в те сроки, которые определены нам, а это не более одного часа, покинуть пункты постоянной дислокации и после незначительной по времени подготовки к боевому применению — до 8 часов — убыть по предназначению, в том числе и быть в готовности к передвижению на большие расстояния.

Отличие именно этих структур постоянной готовности от старых дивизий, полков сокращенного состава и кадра в том, что нет уже необходимости иметь длительный период времени, который требовался ранее для дообеспечения техникой, проведения ее ремонта, обеспечения запасами материальных средств, отмобилизования этих частей, подготовки призывного контингента для проведения комплекса мероприятий по боевому слаживанию. На это уходило до месяца.

Конечно, в этом случае о какой-то боевой готовности в те сроки, которые требовала бы обстановка, говорить можно было бы с большой натяжкой. Сейчас мы вот именно такими возможностями, способностями обладаем.

— В данный момент призыв солдат срочной службы осуществляется на один год. Какова зависимость выполняемости частью или соединением норм постоянной готовности от времени года? Падает ли готовность в начале зимы и в начале лета, когда штаты пополняются новобранцами? Вообще, ходят слухи о том, что солдат не хватает до штатной численности по всем видам и родам войск. Как это сказывается на Сухопутных войсках? Какие намечены способы решения проблемы?

— Я не скрываю, что, конечно, мы сталкиваемся с тем, что призывной контингент сегодня не в полной мере обеспечивает потребности вооруженных сил по своему количественному составу, в том числе и в сухопутных войсках. Мы пожинаем плоды сокращения рождаемости в начале 90-х годов и, естественно, будем с этой проблемой связаны еще какой-то период. Но для того чтобы этот некомплект принципиально не сказывался на боевой готовности, мы уточнили программу боевой подготовки, в том числе сократили сроки подготовки специалистов с 5 до 3 месяцев и тем самым позволили военнослужащему по призыву находиться в своей части если не год, то почти год, а не имеющим специальной подготовки, естественно, в течение года.

Я не хочу сказать, что это дается нам легко, но мы понимаем, что другого пути у нас нет, и стремимся формы, методы обучения совершенствовать таким образом, чтобы независимо от срока прохождения службы уровень подготовки специалиста был достойным.

Мы понимаем, что нам необходимо на должности, определяющие боеспособность, в первую очередь назначать военнослужащих по контракту, которые готовы связать свою судьбу со службой в вооруженных силах, а значит, мотивированы на высокий уровень личной профессиональной подготовки, на добросовестное и долгосрочное выполнение своих обязанностей. По квоте, определенной Министерством обороны, мы к 2016 году сможем отобрать, соответствующим образом подготовить и обеспечить выполнение обязанностей около 180 000 военнослужащих по контракту.

В течение трех предшествующих месяцев мы провели переаттестацию всех военнослужащих по контракту, находящихся в сухопутных войсках. По ее результатам более 30 000 контрактников направлены на доподготовку или получение новой военно-учетной специальности. В течение года мы должны получить того специалиста, в котором нуждаются наши войска.

Надо понимать, что нам сейчас нужен высокопрофессиональный, подготовленный контрактник и мы сейчас не за количеством гонимся, а за качеством отбора. Разработана концепция подготовки военнослужащих по контракту. Она находится сейчас в стадии согласования и после утверждения министром обороны примет законодательную силу. В этой концепции определены условия отбора, требования к каждому из специалистов, порядок подготовки, ну и, кроме того, определен соцпакет, которым можно будет пользоваться в полной мере военнослужащему по контракту.

Нам надо прежде всего получить в войска сержанта-военнослужащего по контракту, который действительно станет солдатам отцом, обладающим большим жизненным опытом, лучшими профессиональными качествами. Сержанта, который будет в полной мере брать на себя ответственность и за воспитание, и за подготовку солдата, а в конечном счете сумеет умело управлять его действиями в бою. За таким сержантом в нашем понимании и будущее.

— Расскажите, пожалуйста, о новых принципах расквартирования войск.

— В ходе реформирования вооруженных сил одна из задач заключалась в сокращении количества военных городков. Я считаю, что эта задача была определена своевременно, ведь только в сухопутных войсках части располагались в 1885 военных городках. Мы прекрасно отдавали и отдаем себе отчет, насколько сложно было эту инфраструктуру содержать, потому что независимо от размеров городка и от величины структуры, которая занимала этот городок, в любом случае необходимо было иметь весь перечень объектов инфраструктуры — то ли это школа, то ли детский сад, то ли баня, то ли столовая. Конечно, уходили большие средства, и, честно говоря, качество содержания этих городков оставляло желать лучшего.

Сейчас принципиально пересмотрен подход к системе базирования, и в сухопутных войсках предполагается иметь 48 базовых военных городка численностью военнослужащих и членов их семей не менее 10 000 человек. В этих городках предполагается создать всю современную инфраструктуру, в том числе социально-бытового характера. Это позволит детям военнослужащих учиться в приличных школах, а женам — иметь работу по своим интересам и потребностям. Во всяком случае все условия для жизни, отдыха будут в разы лучше.

Предполагается также эти базовые военные городки размещать вблизи культурных, научных, промышленных центров. Это позволит детям военнослужащих в полной мере обеспечить доступ к высшему образованию, повысить уровень медицинского обеспечения.

Обязательным условием является также наличие коммуникационной сети: железнодорожных узлов, аэродромов для того, чтобы по необходимости быстро рассредоточить войска и в достаточно короткие сроки отправить их в те районы, которые определены их предназначением.

— Кроме организационных изменений должно активно вестись перевооружение. Что можно ожидать в 2012 году по вооружению и технике в Сухопутных войсках?

— Сейчас главная задача заключается в реализации государственной программы вооружения на период до 2020 года. Мы удовлетворены тем, что будем получать в этом году оперативно-тактические комплексы «Искандер-М», зенитно-ракетные системы «С-300 В-4», самоходные противотанковые ракетные комплексы «Хризантема-С».

По результатам сравнительных испытаний будет осуществлена закупка наиболее соответствующих нашим требованиям элементов боевой экипировки. В том числе системы управления, средства ближнего боя, системы жизнеобеспечения. Это позволит поэтапно, в установленные сроки экипировку солдат будущего иметь не хуже, а лучше аналогов зарубежных вооруженных сил.

Кроме того, основные усилия должны быть сосредоточены на открытии опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ. Потому что нам нужно в достаточно короткие сроки совместно с предприятиями ВПК, с конструкторскими бюро создать ту технику, которая позволит в полной мере обеспечить наши требования и рост боевых возможностей наших соединений.

— По каким основным направлениям ведутся ОКР?

— В первую очередь это перевод вооружения и техники на новые, унифицированные базовые платформы с открытой бортовой архитектурой, с максимальными возможностями по унификации, в том числе в части касаемой ремонта.

Эти платформы представляют собой системы, которые позволят весь комплекс вооружений интегрировать в единую сеть управления войсками и оружием и обеспечить тем самым максимальную реализацию возможностей войск.

— Вы упомянули средства управления. Сейчас уже понятно, какие это будут средства?

— Мы получим в этом году более 20 000 единиц средств связи, прежде всего тех, которые обеспечивают управление на тактическом уровне. Это в том числе и комплекс разведки управления и связи «Стрелец». Но он лишь элемент единой системы управления в тактическом звене. Это только его часть, подсистема, а создание самой системы продолжается в рамках ОКР «Созвездие-М2». И по завершении этой работы мы сможем позволить себе сократить трудозатраты на управленческие процессы в 3–4 раза.

— Принято считать, что последние 50 лет роль сухопутных сил в современной войне постоянно снижается. Как вы относитесь к такой точке зрения?

— Если вести речь о значимости сухопутных войск, то надо, естественно, не умаляя значительно возросшие возможности и других видов и родов вооруженных сил, все-таки отметить, что только сухопутные войска способны контролировать и удерживать территорию. Учитывая протяженность сухопутных границ Российской Федерации и весь спектр угроз в отношении РФ, конечно, вряд ли в ближайшей перспективе можно будет роль сухопутных войск каким-то образом умалить.

Все задачи, а их достаточно много, по обеспечению безопасности, по участию в специальных операциях, если такая необходимость появится для обеспечения порядка, территориальной целостности, суверенитета нашего государства, для участия в миротворческих операциях, конечно, в первую очередь потребуются структуры сухопутных войск. Мы понимаем, что действия будут более эффективными, более целенаправленными при тесном взаимодействии с другими войсками. И не только видов и родов вооруженных сил, но и других силовых структур, обеспечивающих безопасность нашего государства.

— Большое спасибо.

— Хотелось бы, пользуясь случаем, поздравить с Днем защитника Отечества военнослужащих, гражданский персонал Вооруженных сил, ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы, поблагодарить за беззаветное служение Родине и пожелать благополучия и мирного неба над головой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру