Поскольку на вечерний концерт ждали Путина, с раннего утра весь Никитский бульвар, Кисловские переулки, Большую Никитскую от ТАССа без предупреждения зачистили от машин. Люди приехали на работу — а тут стоят дэпээсники, эвакуаторы. Демократия в действии. Идем к служебному входу. Консерваторские охранники ангелами оказались в сравнении с оккупировавшими все выходы фэсэошниками. Те тут же создали очередь из матерящейся прессы: поиск фамилии в списках, откройте сумку… лично у меня изъяли разряженный фотоаппарат-мыльницу.
В Большом зале уже вовсю готовятся к вечерней трансляции — уборщицы протирают от пыли каждое кресло, рабочие сцены поднимают рампу с софитами. Вывозят новенькие рояли (в этом году “играют” на четырех фирмах — к традиционным Steinway, Yamaha, Kawai добавилась еще и Fazioli). Ректор Соколов пригласил пианистов и виолончелистов на жеребьевку в Малый зал. “С конкурса Чайковского начинается звездная дорога для очень многих музыкантов, — сказал Соколов. — Понятно, что не порядковый номер определяет конечный результат, но волнение все равно есть”. На сцену поднялся специально приглашенный с Запада большой специалист по части организации — Ричард Родзинский, и тут началась неразбериха. Он стал объявлять участников и их номера не в микрофон, отчего пресса закричала: “Где перевод? Ничего не слышно! Почему опять все через ж…?!”. Фотографы кричали телевизионщикам: “Уберите от лиц микрофоны!”.
Такова была увертюра конкурса Чайковского, в котором в этом году принимает участие 29 пианистов. Европа (если не брать СНГ) почти не представлена — серьезный минус. 16 участников — из России. Среди наших в числе наиболее перспективных борцов за места называются Филипп Копачевский, Александр Лубянцев, Александр Романовский, Даниил Трифонов. Традиционно много ребят из Азии, вообще говорят, что Чайковский — самый любимый композитор у японцев. Уже пошли гулять слухи о возможном проникновении “мафиозности” в судейство, но Родзинский (как и председатель оргкомитета КЧ г-н Гергиев) обещал, что все будет абсолютно прозрачно и честно.
Как водится — все хлопают самому нервозному 1-му номеру — нашему Станиславу Христенко. Мы же хватаем остроумного Александра Лубянцева (лауреата прошлого КЧ, 3-е место). Он, оказывается, левша, а к тому же у него четыре родные сестры — тоже музыкантши (скрипка, флейта, фоно). Такой семейный подряд я прежде встречал только у знаменитого квинтета сестер Лущевских.
— Саш, не стремно было второй раз в Чайковском участвовать?
— Боялся. Но потом подробно прочитал все регламенты и понял, что стоит в любом случае: тут будут менеджеры. Люди, которые смогут меня увидеть и куда-то пригласить. Ведь в чем суть солиста вообще? Чтобы выступать и получать за это деньги. Я и без того, конечно, играю, но хочется больше. Сейчас же мне нужен человек, который бы вел по жизни… Ну и место, конечно, не помешает. Надеюсь победить.
— То, что вы левша, — не мешает?
— Абсолютно ни на что не влияет — занимаешься себе и занимаешься. Какая разница. А за пожелания спасибо, я тоже за себя буду болеть!
Еще стоит упомянуть, что на сайте tchaikovsky-competition.com будет прямая трансляция каждого выступления конкурсанта в 4–7 ракурсах. Причем слушатель сам сможет выбрать один из двух режимов вещания — либо в лайт-версии, либо в Full HD. Однако, как сказал замначальника отдела по информтехнологиям Мариинки Евгений Барбашин, могут быть проблемы с плеером: “Штука новая, и у компьютеров 3–4-летней давности может возникнуть сложность с распределением звука, со скоростью”.
Во второй тур из 29 выйдут 12 человек, в третий — лишь пять. Регламент строгий, участники в боевой готовности, дай бог, чтоб обошлось без “фирменных” скандалов. Во всяком случае, акустику уже вряд ли кто-то охает, с нею все в порядке.