Катя — молодец, никогда не шла проторенными дорожками. Банальность преступна. Вот и сейчас, перед концертом в Малом зале консерватории, она заявляет: “Помните: между нарицательным именем и реальным историческим персонажем — пропасть!” — и в честь дня рождения Моцарта дает сокровенный сальериевский “Реквием”, прежде в Москве не исполнявшийся. А мы до концерта поговорим с нашим общим другом, замечательным пианистом, музыковедом, художником Максимом Кончаловским, известным как “адвокат Сальери”:
— Максим Владимирович, вы не верите, что Сальери травил Моцарта?
— Это ни на чем не основанные домыслы, появившиеся не в момент смерти Моцарта, а значительно позже, спустя лет 25, когда умирал уже сам Сальери в сумасшедшем доме… Ну, может, кто-то ляпнул когда-то в переносном смысле, что “мне, мол, отравил жизнь этот негодяй”, а тут этот слушок опять загулял по Вене. Е-рун-да! Скажем, такой факт: после кончины Моцарта его вдова Констанца отдала своего сына в обучение к Сальери. Трудно представить, что Констанца отдала бы сына отравителю!
— Сын Моцарта — далеко не единственный, кого обучал Сальери?
— Да он обучал всех! Это был заботливый, замечательный педагог, относившийся к ученикам как к детям, причем занимался со многими бесплатно. У него учились Шуберт, Черни, 11-летний Лист, Бетховен перенимал опыт вокального сочинительства, ибо считал себя незрелым в оперном мастерстве…
— Ну и такой миф, что Сальери был бездарен…
— Это просто смешно. Большой талант, необычайно плодовитый. В 16 лет он приехал из Италии в Вену — извините, не в Африку, а в музыкальную столицу мира! И с тех пор ее не покидал. В 19 уже написал три оперы, они были поставлены. В дальнейшем стал музыкальным руководителем придворной капеллы… Это он-то посредственность? Человек, чьи оперы ставились постоянно? Да его “Признанной Европой” открылся новый театр “Ла Скала”!
— Да, но есть какие-то резкие высказывания Моцарта о Сальери…
— Есть, но вы поймите, что Моцарт всего лет на 5—6 младше Сальери, они почти одногодки. Сальери был придворным композитором, очень нравился публике, его музыка была куда более доступна и понятна, чем сочинения Моцарта, в которых Вольфганг Амадей сильно ушел вперед по времени, и далеко не все это понимали…
— То есть Моцарт должен был отравить Сальери?..
— Вот именно. Сальери абсолютно нечему было завидовать, ибо Моцарт был в гораздо менее выгодном материальном и общественном положении. Сальери — знаменит, уважаем (в том числе императором), ему поклонялась вся образованная Вена. Человек-аншлаг, сотни солдат охраняли здание театра — люди атаковали, стремясь попасть на его оперы… Неужто все дураками там были? А Моцарт — начинающий, пробивающий себе путь… и вдруг Сальери так заревновал, что готов стал даже убить. Нереально! Жаль, очень жаль, что Пушкин не взял в персонажи Сидорова и Петрова… а создал прецедент для унижения уважаемого композитора.
— Но он умирал все же в психушке…
— Ну, в последние месяцы сошел с ума. Да, ходил слушок, что Сальери “покончил с собой из чувства раскаяния”, но и это ерунда. Иначе бы его “Реквием” никогда бы не исполнялся столько раз публично — это же общее христианское правило для самоубийц: хоронили на перекрестке дорог, в безымянной могиле… а Сальери не потерял популярности и после своего ухода.
…На сцене Катя Мельникова с Юрием Берестенниковым (автор сценария) разыграет настоящий детектив, в противовес Пушкину приведя музыкальные свидетельские показания Глюка, Россини, Берлиоза, Бетховена, Шуберта, Листа (кстати, в них перевоплотится известный артист Виктор Шутов). Музыка же прозвучит в органных версиях самой Кати и в исполнении Марии Макаренко (клавесин), Рустама Мурадова (фоно), Термине Егиазарян (сопрано)...