— В свое время императрица Екатерина II охотно принимала христиан-диссидентов из стран Европы, где они подвергались гонениям. Благодаря им, их неустанному труду преобразились степи Новороссии, став хлебной житницей России. На территории Саратовской области возникли поселения немцев. И никто не заставлял их переходить в православие или принимать магометанство. В Российской империи, хотя и не везде и не при всех царях, проявлялась терпимость к иноверцам. Откуда же сегодня вдруг проявляются нетерпимость и узость взглядов?
— Основные положения Конституции Российской Федерации ясно говорят, что каждый человек имеет право исповедовать свои религиозные взгляды, распространять их. Ряд отечественных религиоведов, особенно так называемые “сектоведы”, простодушно или лукаво считает, что только православие, буддизм, ислам, иудаизм имеют право на существование на территории России. По невежеству своему записывая православие в самостоятельные религии и вычеркивая христианство, частью которого, собственно, православие и является. На сегодняшний день протестантов во всем мире насчитывается более 1 миллиарда человек. Когда рухнул “железный занавес”, в Россию приехали не только “разные сектанты”, но и разные сектоведы. Обучались они в странах развитой демократии, но там применения своим знаниям не нашли. А в России оказались востребованными. Часть из них прижилась и даже окопалась в различных духовных школах, хотя до сих пор бережно сохраняет двойное гражданство. Видимо, эти люди не до конца уверены в том, что они на самом деле нужны России. Так вот, эти сектоведы разработали забавную теорию. Мол, есть в России традиционные и нетрадиционные религии. Сразу же поясню: ни в одной стране мира, кроме тоталитарных государств, подобного деления не существует. Но в новой России эта терминология почему-то привилась. Особенно у некоторых недостаточно просвещенных представителей властных структур. Сегодня они самые строгие блюстители чистоты религиозной жизни. Хотя опять-таки, согласно Конституции, власть лишена каких-либо прав вмешиваться в религиозную жизнь россиян. Совсем недавно, в начале октября, мэр одного из провинциальных городов вызвал к себе в кабинет депутата местного заксобрания, который является не только известным и уважаемым в городе общественником, но и активным прихожанином церкви христиан веры евангельской — пятидесятников. В беседе мэр сначала по-отечески, а затем и в более резкой форме и на повышенных тонах настоятельно рекомендовал ему немедленно выйти из “секты”, дистанцироваться как можно дальше от “этих евангелистов”, потому что “они у нас все под колпаком, мы все равно против них что-нибудь найдем, и в моем городе будут только православные церкви и мусульмане”. И подобных случаев с каждым днем становится все больше.
— Статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации практически не работает. Два обвинительных приговора по выставкам в Сахаровском центре — это скорее исключение, подтверждающее правило. Игнорирование этой социально опасной формы экстремистской деятельности правоохранительными органами вызывает в обществе ответную по отношению к устроителям указанных провокаций ненависть. В последние годы две социальные группы — христиане и сотрудники милиции — наиболее часто становились объектами глумления.
— Что касается работников милиции, то они слишком часто сами дают повод к нападкам со стороны граждан. А христиане с древних времен подвергались насмешкам из-за того, что отказывались жить, подражая толпе…
— Наиболее незащищенной социальной группой в России, подвергающейся систематическим экстремистским преступным посягательствам, являются российские христиане. Глядя на безнаказанность множества лиц, виновных в совершении экстремистских выпадов в отношении христиан, они все чаще со скорбью задаются вопросом: не относятся ли к нам в нашей же стране как к людям “второго сорта”? Известный академик, публично назвавший верующих оскорбительной лексической конструкцией “мягко говоря, сволочи церковные” (“Вести образования”, 15.02.2007, №3), не понес никакой ответственности за сказанное (хотя бы и в форме предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности). “Художница” Лена Хейдиз не понесла должной ответственности за свою “картину” “Welcome to Russia”, унизившую достоинство личности христиан. Не понес никакой серьезной ответственности телеканал “2х2” за публичную демонстрацию (неоднократную) мультфильма “Рождественские песенки от мистера Говняшки” из сериала “Южный парк” (3-й сезон, выпуск 15), сравнивающего суть христианского праздника Рождества Христова с поеданием фекалий…
— Что-то неладное происходит. Писатели спокойно употребляют в своих произведениях мат, режиссеры упоенно демонстрируют гениталии…
— В этом году всех экстремистов от “искусства” затмила редакция журнала “Артхроника”, где в 4-м номере за 2010 год была опубликована подборка фотографий в разное время экспонировавшихся “картин”, проводившихся перформансов и инсталляций. Тут же содержатся экстремистские материалы, направленные на уничижительное высмеивание верующих христиан. Репродукция инсталляции “Мисс Китти” оскорбляет религиозные чувства и унижает человеческое достоинство католиков. Издевательски и крайне оскорбительно высмеивает Папу Римского Бенедикта. Его узнаваемое лицо помещено в образ гомосексуалиста-эротомана в соответствующем одеянии. По моему мнению, этот номер журнала “Артхроника” должен быть признан экстремистским, а редактор и издатель журнала привлечены к ответственности по закону.
— Не так давно в “МК” был опубликован материал о жительнице башкирского города Давлеканово Алле Федоровой, которая судом была лишена материнских прав только за то, что посещала протестантскую общину. Как сегодня развивается ситуация?
— Она подала кассационную жалобу в Верховный суд Республики Башкортостан. Решение давлекановского суда было отменено. Но, к сожалению, по словам самой Аллы, ее беды на сем не закончились. Ее родственники не подчинились решению Верховного суда. Аллу вместе с дочерью против ее воли удерживали в Давлеканово, пытались насильственно положить в психиатрическую больницу, только чудом ей удалось бежать. Но ее дочь по-прежнему остается с бабушкой. При этом, с ее слов, давлекановская милиция не просто бездействовала, но и активно помогала похитителям. Сотрудники Следственного комитета отказываются возбуждать уголовное дело о похищении дочери Аллы, Азалии. Необходимо отдать должное местной прокуратуре. Ее сотрудники отменили решение местного Следственного комитета, которые отказывали в возбуждении уголовного дела. В данный момент дело находится на контроле Общественной палаты Российской Федерации.
От судейского решения (уже отмененного на сегодняшний день) веет тяжелым советским духом авторитаризма: “В 2009 году ответчица была вовлечена в секту “пятидесятников”, с этого времени перестала предоставлять доступ к ребенку всем родственникам, включая собственную мать, стала вести себя неадекватно… В судебном заседании истец пояснил, что его бывшая супруга с начала 2009 года начала посещать секту “пятидесятников”, за ребенком она не смотрела, ребенок был постоянно у ее матери. Он сам работал в Уфе, алименты платил регулярно”.
Как Алла могла перестать “предоставлять доступ к ребенку даже собственной матери”, если она жила вместе с родителями и они по очереди отводили девочку в детский сад? Бывший муж Аллы работал в Уфе, и собственный ребенок его не интересовал. Откуда он мог знать, что она якобы “не смотрела за ребенком”? Что за странные представления у судьи о пятидесятниках? И почему само название одного из ответвлений протестантизма — в кавычках? Быть может, давлекановские юристы считают, что имеют дело с изуверской сектой?
И все же меня трудно причислить к пессимистам. Господь Иисус Христос говорит, что его Воскресение победило зло. Этим божественным светом сильны христиане. Не время нам в России сегодня разделяться и искать врагов среди исповедующих его имя.