В целях борьбы с противоправными элементами, активно использующими в своей преступной деятельности анонимные мобильные телефоны, и вообще — в целях наведения порядка группой из 16 депутатов из разных фракций во главе с вице-спикером Сергеем Железняком («ЕР») в Госдуму был внесен законопроект, который поддержало правительство. Он был принят, одобрен Советом Федерации, подписан президентом и вступил в силу с 1 января 2014 года. Одно из широко разрекламированных новшеств — запрет на заключение договоров с операторами мобильной связи в «нестационарных торговых объектах». Исключение сделано лишь для специально оборудованных транспортных средств.
Требования к местам, где операторам и их представителям разрешено оказывать услуги гражданам, тоже перечислены в законе: это должны быть «помещения, части помещений», «оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах», или торговые объекты, где есть торговый зал, рассчитанный на одно или несколько рабочих мест.
Другими словами, в магазинах, торговых центрах, торговых зонах в аэропортах, на крытых рынках — можно. Но с улиц городов, из подземных переходов и привокзальных площадей мужчины с переносными тумбочками и без них, продающие sim-карты, должны были исчезнуть!
Но не исчезли. Коллеги-журналисты, родственники и знакомые, которые знали о вступившем в силу запрете, чуть ни не каждый день сообщают о том, что «нестационарные» торговцы этим видом товара никуда не делись, а купить номер можно прямо на перроне некоторых подмосковных железнодорожных станций. В доказательство присылали фотографии. Апофеозом правового пофигизма стало возвращение на свое незаконное место торговца с тумбочкой прямо на угол Тверской и Охотного Ряда, непосредственно к стенам Госдумы, — корреспондент «МК» лицезрел его в начале этой недели...
Вообще-то вступивший в силу федеральный закон ввел за нарушение перечисленных в нем требований не очень страшные, но кары: административные штрафы в 2–5 тысяч для граждан и в 100–200 тысяч рублей для организаций. Но наказание обещано только за невключение в договор о предоставлении услуг мобильной связи данных о покупателе — или включение в него «липовых» данных — и за торговлю «симками» не уполномоченными на то операторами лицами.
Но есть региональные законы. Пресс-секретарь Департамента торговли и потребительского рынка московской мэрии Тарас Белозеров рассказал «МК», что в Кодексе об административных правонарушениях г. Москвы есть статья 11.13 под названием «Осуществление торговой деятельности, оказание услуг вне специально отведенных для этого мест». Она обещает штраф в 2500–5000 рублей гражданам, 5–10 тысяч должностным лицам и 50–200 тысяч юридическим лицам. При повторном нарушении, а также в том случае, если дело было на территории метрополитена или в 25-метровой зоне от его наземных сооружений и вестибюлей, торговца должны оштрафовать на 5 тысяч, должностное лицо на 50 тысяч, а организацию — на 500 тысяч рублей. Право составлять протоколы о нарушениях имеют территориальные органы исполнительной власти, то есть управы и префектуры, и сотрудники полиции...
Первый замглавы думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, один из авторов вышеназванного закона Леонид Левин («СР») сказал корреспонденту «МК», что вопрос о том, почему закон не исполняется, — «к правоохранительным органам и исполнительной власти». И напомнил, что была аналогичная история с пиратскими дисками: «Их продажу запретили официально, но пока руководители телеканалов по договоренности с руководством МВД не стали устраивать показательные, под телекамеры, рейды, ничего не менялось».
Стоило ли вводить запрет, если к его введению власти не готовы? Г-н Левин считает, что стоило, потому что «постепенно, но движение к лучшему происходить все равно будет». Главное — «чтобы правоохранительные органы свое дело делали и граждане бдительность проявляли»...