Раньше, пока шла стройка (а особенно в те годы, когда она была заморожена), город получал энергию по временной ЛЭП со стороны других ангарских ГЭС — Братской и Усть-Илимской. Не раз и не два летние пожары и зимние обледенения выводили ЛЭП из строя, и тогда у жителей города наступали темные и холодные времена. Теперь же город стабильно освещается, обогревается и зарабатывает благодаря ГЭС. Энергия подается и в другие районы Красноярского края при помощи вступивших в строй в октябре новых ЛЭП «БоГЭС-Ангара» и «Ангара-Камала-1».
За осень на станции завершили строительство плотины, которое велось более 30 лет. Исследования состояния объекта подтвердили высокое качество бетона и надежность плотины, спроектированной еще в 70-е годы прошлого века. Какими бы тяжелыми ни были условия строительства, бетонщики БоГЭС соблюдали стандарты состава бетона и его укладки.
Теперь их ждут другие стройки, а их может быть много. В частности, продолжается возведение Богучанского алюминиевого завода — он станет одним из основных потребителей энергии БоГЭС. Многочисленные месторождения полезных ископаемых стали основанием для «Программы развития Нижнего Приангарья», одобренной и профинансированной на федеральном уровне.
Однако кризис 2008 годов существенно ограничил ее масштаб, поэтому на первом этапе решено было сосредоточить усилия на двух объектах — БоГЭС и БоАЗ. Теперь же, когда энергетическая и металлургическая база развития практически создана, на берега Ангары могут и должны прийти и иные производства. Об этом президент России заявил в Послании Федеральному собранию: «Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и республику Хакасия… Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, — льготная ставка страховых взносов».
Тогда же Владимир Путин затронул и другую сторону проекта БЭМО — Богучанского энерго-металлургического объединения (в нем как раз и объединены БоГЭС и БоАЗ). Его в свое время создали два крупных инвестора — энергетики из «РусГидро» и металлурги из «Русала». Поскольку ни та, ни другая сторона не хотела быть в объединении миноритарным акционером, государство разрешило им зарегистрировать управляющую компанию на Кипре, где действует английское экономическое право, включающее в себя «принцип двух ключей» (то есть равноправных владельцев).
Сейчас регистрация в офшорах перестала быть приемлемой для субъектов российской экономики. «РусГидро» мгновенно отреагировал на слова президента, рассказав о планах перерегистрации двух дочерних кипрских компаний в российскую юрисдикцию. Переговоры об этом ведутся с коллегами из «Русала» с августа, но пока не завершены (в том числе и потому, что принципа «двух ключей» в российском экономическом законодательстве так и не появилось).
Но пока начальники спорят, жизнь в таежном городке Кодинск идет своим чередом. И пусть до ближайшего крупного города от него сотни километров, нет железной дороги, а кругом тайга, в самом городе ярко светятся окна девятиэтажек. Его жителям очень хочется верить, что тяжелые девяностые с безработицей, безденежьем и холодом остались позади, причем — навсегда.
Николай Тимофеев.