Берия как идеал Росмолодежи?

В чем же преуспел руководитель ведомства

Внятная и конструктивная молодежная политика — одна из основных задач, стоящая сегодня перед Россией. Решать этот  важнейший вопрос призвано отдельное ведомство — Росмолодежь, созданное пять лет назад.

В чем же преуспел руководитель ведомства

За это время чего-то действенного его руководство предложить так и не смогло, став источником громких скандалов и шокирующих заявлений. Так, в своем недавнем интервью нынешний глава Росмолодежи Сергей Белоконев, рассказывая о реализации молодежной политики, говорил о патриотизме, конкуренции и прочих важных вещах, однако ключевым стало его следующее высказывание: «Сегодня нет эффективных менеджеров, как команда Берии… Все знают, что Берия — один из самых эффективных менеджеров нашей страны… он создал ключевые инновационные разработки в стране». Это — слова отнюдь не частного лица, но чиновника, руководящего ведомством, которое должно воспитывать молодые души. В таком случае, получается,что один из организаторов Большого террора, идеолог депортации десятков народов СССР, человек, сфабриковавший несколько тысяч уголовных дел, фигуранты которых были расстреляны, должен стать примером для подрастающего поколения? По мнению вице-президента благотворительного учреждения «Право и порядок» Олега Иванникова, глава Росмолодежи, вероятно, не знает прошлого. «Возможно, он и Берию от Гитлера не отличает, — говорит Иванников. — Здесь вопрос стоит о его профессионализме».

Пешком из курского села 
к «Нашим»

К фигуре нынешнего главы Росмолодежи стоит присмотреться пристальнее. Уроженец небольшого курского поселка Свобода, Белоконев умудрился с разницей в один год закончить сразу два института. В 1999 году сначала подвизался доверенным лицом у Григория Явлинского, однако недолго, потом перешел в питерское отделение «Идущих вместе», затем влился в движение «Наши». Успел даже дорасти до депутата Госдумы, но ничем особенным там не запомнился, разве что фразой, сказанной впоследствии при сдаче мандата: «К некоторому удивлению для себя, обнаружил, что профессия депутата — это кропотливый и тяжелый 
труд».

И все же своей карьерой Белоконев обязан именно почившим в бозе «Нашим» и их лидеру Василию Якеменко, который с 2008 года возглавлял Росмолодежь. В конце 2011 года Белоконев занимает должность замглавы этого ведомства. Через полгода Якеменко уходит в отставку, а Белоконев становится руководителем Росмолодежи. По некоторым данным, это назначение «пролоббировал» Василий Якеменко.

Белоконев называет себя преемником Якеменко и продолжателем его дела, правда, «со своими подходами и методами». Он считает, что Якеменко «создал принципиально новую молодежную политику в России, которой не было до него. Наша задача — продолжать ее реализовывать».

На поверку получается, Белоконев инициировал новые скандалы вокруг Росмолодежи.

Роботы на черноморском пляже

Многие из них связаны с «Селигером». Каждый форум в Тверской области обходится государству в сотни миллионов рублей. Прошлый «Селигер» стоил казне 280 миллионов, а в этом году уложились в 250.

И это лишь госфинансирование. Сопоставимые суммы организаторы получают от бизнесменов, но после истории с куклами оппозиционных политиков на кольях от сотрудничества многие компании отказались.

Нынешний «Селигер» вновь не обошелся без скандалов. Белоконев отдал 47-миллионный контракт на поставку шатров фирме, которая даже не участвовала в тендере, но была, по некоторым данным, ему не чужда.

Случился конфликт и с транспортной компанией, возившей участников «Селигера», которая выиграла конкурс, но уже после подписания контракта заказчиком были изменены его условия и перевозчику заплатили меньше суммы, указанной в документах. В итоге перевозчик оказался на грани банкротства. Серьезные разногласия у Белоконева чуть раньше возникли и с Минфином, который выделяет на финансирование Росмолодежи всего 400 миллионов рублей.

Эксперты, кстати, удивляются даже такому размеру дотаций, а гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков и вовсе выразил сомнение в целесообразности финансирования агентства, которое за последние полтора года не смогло создать ни одного внятного проекта. «Я не вижу смысла в существовании подобного рода структуры. Сказать о том, что у нас ведется осознанная молодежная политика, я бы не рискнул. Не уверен, что подобная Росмолодежи структура нужна, от нее очень трудно посчитать эффективность, — объясняет свою позицию политолог. — Трудно судить и об эффективности таких форумов».

И, действительно, «Селигер» с его ежегодными скандалами остается, пожалуй, единственным доказательством хоть какой-то деятельности Росмолодежи. Между тем именно эта структура, столь необходимая в любом государстве, должна не только решать социальные проблемы молодежи, но и вовлекать ее в общественные процессы. Актуальность таких задач, кстати, очень ярко показала «арабская весна». Тем временем Белоконев лишь выпрашивает дополнительное финансирование, выбивает увеличение штатов и говорит о будущих прожектах.

Один из последних скандалов случился вокруг детских оздоровительных центров в Анапе. Росмолодежи приказом министра образования Дмитрия Ливанова отписали 8 лагерей на Черноморском побережье.Белоконев сотоварищи решили перепрофилировать их в центр робототехники, четыре лагеря вместе со стадионом и бассейном и вовсе снести, а в оставшихся четырех оказались двойные продажи путевок. Может, бизнес-схема Росмолодежи коррелируется с новыми подходами ведомства к молодежной политике? Основное ее направление Белоконев определил следующим образом:«Мы даем возможности реализовать себя, становиться конкурентоспособными, а не только выражать свои политические взгляды. Конкурентоспособность — вот сейчас ключевая компетенция и задача агентства».

«Наши» в Европе 
и Америке

Решение проблемы безработицы среди молодежи — одна из основных задач, по словам Белоконева, которые стоят перед его ведомством. Искоренять ее глава Росмолодежи предлагает с помощью новой госпрограммы — вероятно, для того чтобы регулировать дополнительные финансовые потоки.

Усилить социальную интеграцию молодежи из разных регионов возможно, по Белоконеву, лишь созданием большего количества площадок для общения, что, разумеется, тоже потребует отчислений из госказны. А вот участвовать в политической жизни страны, в публичных мероприятиях молодым людям, считает глава Росмолодежи, совершенно ни к чему. Это, полагает Белоконев, «искусственное, часто почти бессмысленное ориентирование молодых людей».

Вообще, тему дистанцирования своего ведомства от политики Белоконев тщательно акцентирует. В этом году даже на традиционно политизированном «Селигере» политические проекты перестали быть приоритетными. Главной целью нынешнего форума стало «взаимодействие молодежи патриотических взглядов для эффективного развития и продвижения идей гражданского общества». «Селигер» — пожалуй, единственное детище Росмолодежи — в своем традиционном виде доживает последние дни. Решено, что теперь подобные площадки будут работать в каждом федеральном округе. И «Селигер», который некоторые считают действительно символом молодежного движения, станет лишь одним из восьми форумов.

Недоумение вызвала и еще одна инициатива Белоконева. Он предложил «экспортировать» «Селигер» за границу и провести форумы в Сиэтле и Страсбурге для того, чтобы «вовлечь наших людей в экономические процессы внутри России, чтобы они стали посредниками, в том числе и заработали бы на этом».

Это предложение шокировало Кремль, где, по слухам, Белоконеву посоветовали «гулять» за границей на свои.

А политолог Михаил Виноградов предположил, что Росмолодежь просто паразитирует на теме поддержки соотечественников, о которой в последнее время много говорят.

Кстати, самый эффективный — по версии Белоконева — менеджер страны Лаврентий Берия быстро бы определил судьбу такого чиновника. Впрочем, уже сам тот факт, что примером для подражания для управленца, отвечающего за молодежную политику целой страны, является кровавый нарком, бросает тень не только на самого Белоконева, но, в первую очередь, на Росмолодежь. По словам члена правления «Мемориала» Яна Рачинского называть Берию менеджером — по меньшей мере безнравственно. «С прошлым необходимо разобраться и дать оценки, иначе этот человек скоро начнет восхищаться Гитлером, который построил такие замечательные дороги, — считает Рачинский. — Трудно представить себе, что, например, в Германии кто-то из публичных политиков рискнул как-то аргументировать достоинства не то, что лидеров нацистской партии, но и крупных деятелей промышленности того времени». Возможно, уже пришло время разобраться в достоинствах Сергея Белоконева и дать оценку его деятельности?

Ведь внятного тренда в молодежной политике Белоконев за полтора года создать так и не сумел. И, похоже, на плаву он продолжает держаться лишь посредством идей, раскрученных «Нашими». Кстати, о своих бывших соратниках нынешний глава Росмолодежи высказался весьма примечательно: «Если ко мне придут и скажут «мы из «Наших», я пожму им руку… «Наши» правильно сделали, что растворились.Мистификация — это круто».

Так, может, то, что делает Белоконев, и есть «мистификация», а выделяемые государством деньги попросту «растворяются»? Ведь в сухом остатке — скандалы и распилы — неужели это все, в чем преуспел «начальник молодежи»?

Станислав НИКОЛАЕВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру