«За несколько дней произошла цепочка событий, которые могут угрожать добрым отношениям между нашими народами, — констатировал протоиерей Всеволод Чаплин. — Бирюлевские события, кощунственные действия в Интернете в день мусульманского праздника, атака на православный храм, провокация в Санкт-Петербурге, где националисты попытались инсценировать нападение кавказцев на русских... Я не удивлюсь, если у всех этих акций общие организаторы. Наши недруги пытаются выбить из-под России межнациональный мир».
Муфтий Харис Саубянов уточнил, что эти недруги, скорее всего, находятся на Западе, а по поводу Бирюлева заметил: «Там не межнациональный конфликт, а глухость власти и инфраструктурная катастрофа. Моя дочь жила в этом районе, и я помню, как приходилось встречать ее вечером, потому что там страшно. Пришлось переехать».
«Как отвечать на эти вызовы нам, раввинам, священникам? — задался вопросом Зиновий Коган и сам же на него ответил: — Быть на шаг впереди ОМОНа. Прежде чем они достанут дубинки, к людям должен обратиться свой родной батюшка из этого района. Его должны знать в каждом доме лучше, чем префекта».
«Россия — светское государство, — возразил Саубянов. — И слишком активное вхождение церкви в общество может вызвать недоумение. С обывателем нужно взаимодействовать деликатно, не вмешиваясь навязчиво в его жизнь».
С одним тезисом согласились все: церкви должны вместе выступить против провокаций, экстремизма и попыток разделить людей по межнациональному и религиозному признаку. «В первую очередь мы все — россияне, в первую очередь у нас всех должна быть Конституция, а потом уже Библия и другие Писания, у каждого свои», — убежден Коган.
О чем же священники планируют сказать президенту на заседании Совета по межнациональным отношениям, который назначен на 22 октября? «Двигатель всех этих потрясений — теневая экономика, — констатирует Санжай Лама Андрей Бальжиров. — Очень большая миграция из-за того, что в регионах нет рабочих мест и их создавать не собираются. Люди едут в столицы, где их превращают в рабов. Отдельные личности на этом наживаются, а вся страна страдает».
«Нужно менять законодательство, — говорит Чаплин. — Давать работу только тем, у кого есть регистрация в этом регионе. А регистрацию предоставлять только тем, кто имеет в этом регионе свое собственное жилье».
«Кондопога, Сагра, Бирюлево... Это будет продолжаться до тех пор, пока государство не возьмет под жесткий контроль: кто приехал, где он работает, сколько ему платят, где и в каких условиях он проживает», — считает Саубянов.
А Зиновий Коган предлагает преобразовать Минкульт в Министерство этнокультуры: «Оно должно проводить этнокультурную политику, работать с церквями. И в рамках министерства готовить молодых священников, растить религиозных лидеров».