Левичев считает, что «очень много зол и проблем в Москве — от недооценки социального расслоения, социальной ситуации в городе, отчуждения граждан от участия в социальной и политической жизни их родных мест». «Эсер» посетовал, что москвичи фактически исключены из общественной жизни города. «Нас никто не спрашивает, нравится нам это или нет, — сказал он. — Мнением москвичей не интересуются». Левичев, похоже, намерен исправить ситуацию.
Он рассказал, что его программа уже зарегистрирована в Мосгоризбиркоме, и в ней автор хотел отойти от «традиционного формата подобных программ и не стремился рассказать обо всем, что знаю о Москве», от большого количества «формально конкретных цифр». Тем не менее Николай Левичев обещал представить «конкретику» в другом документе, который будет называться — «Актуальная Москва».
Средний класс — за коалицию
Политологи называют Левичева представителем «третьей силы», способной привлечь немало избирателей из числа москвичей, недовольных ни действующей властью, ни белоленточной оппозицией. По их мнению, из шести претендентов на пост мэра Москвы, преодолевших муниципальный фильтр, вице-спикер Госдумы — наиболее приемлемый кандидат для многих избирателей. В первую очередь, он может привлечь на свою сторону образованный средний класс, разочаровавшийся в оппозиции, лидером которой является Алексей Навальный. Сегодня они не хотят видеть на посту главы города ни Навального, ни члена «Единой России» Сергея Собянина, но также не готовы голосовать за набивших оскомину коммуниста Ивана Мельникова, «элдэпээровца» Михаила Дегтярева или «яблочника» Митрохина. С большой долей вероятности можно предполагать, что эта часть электората проголосовала бы за лидера «Гражданской платформы» Михаила Прохорова. Но Прохоров передумал баллотироваться в мэры, и теперь многим его потенциальным избирателям весьма сложно определиться с выбором.
Вице-президент «Центра политических технологий» Ростислав Туровский полагает, что Левичев вполне может занять левоцентристскую политическую нишу, которая сформировалась в московском электоральном поле в последние годы. «Появился запрос на левоцентристскую программу со стороны достаточно многочисленной группы избирателей, которая не совпадает с электоратом КПРФ и при этом не поддерживает ни власть, ни радикальную оппозицию, — пояснил эксперт. — У нее есть неплохой потенциал и интересные идеи». «Раскол по политическим мотивам среди населения города сохраняется, но в то же время большинство москвичей хотят, чтобы новое городское правительство было коалиционным», — считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Многие московские избиратели, по словам эксперта, хотят видеть на посту мэра города человека, способного объединить различные силы и вести диалог с разными партиями и общественными организациями.
Управлять — не властвовать
Теперь Левичеву предстоит определиться со своей предвыборной тактикой. «Вряд ли ему стоит делать акцент на продвижении себя и конкурировать с Собяниным и Навальным в личном плане — рассуждает Виноградов. — А вот конструктивная избирательная программа явно способна расположить к нему немало жителей столицы». Эксперт напомнил, что у «Справедливой России» традиционно низкий антирейтинг. Во многом благодаря этому выборы 2011 года прошли для «эсеров» успешно — им удалось взять голоса как лоялистов, так и протестной части общества. Политологи не исключают повторения подобного сценария и на предстоящих выборах московского мэра, особенно если Левичев убедит избирателей в том, что он сможет создать модель управления городом, которая в будущем меньше чем сегодня зависела бы от личности самого мэра.
То, что москвичи сегодня особенно ценят в кандидатах на пост московского градоначальника не столько личную харизму, сколько управленческий опыт, подтверждают общественные опросы. По данным АНО «Левада-центр» (опрос по репрезентативной выборке населения Москвы, 1000 человек в возрасте 18 лет и старше, проведен 4—8 июля 2013 года. Погрешность 4,8%. Вопрос: «С каким из следующих мнений по поводу проведения 8 сентября досрочных выборов мэра Москвы вы бы скорее согласились?»), 8 сентября, на выборах мэра Москвы, 48% избирателей будут ориентироваться на деловые качества кандидатов, а 33% — на их предвыборные программы.
Сам кандидат в мэры не имеет ничего против того, чтобы называться «третьей силой». Во-первых, «лучше быть третьей силой, чем первой слабостью», — сказал Левичев журналистам. Во-вторых, он напомнил, что в парламентах тех стран, где две крупные фракции не имеют большинства, определяющим голосом становится как раз та самая третья сторона, которая может состоять даже из одного человека. Но именно эта «третья сила» берет на себя ответственность за принятие решений. К тому же он уверен, что является практически единственным из претендентов на должность столичного градоначальника, который способен объединить всех шесть кандидатов, использовать их опыт и энергию на благо города и его жителей. «Я не исключаю, что найду достойное место многим моим кандидатам-конкурентам», — заявил Левичев.
Тем более начать «справедливоросс» предполагает с разделения обязанностей мэра и главы столичного правительства. Первый будет нести «политическую ответственность за все происходящее в городе», второй — исполнять исключительно хозяйственные функции. Но главное, считает Николай Левичев, власть в столице должна принадлежать ее жителям, и все вопросы, касающиеся жизни москвичей как сообщества, должны решаться не централизованно, а на референдумах, сходах граждан, общественных слушаниях.
Виталий СМИРНОВ