Ума палата

Контрольному органу подбирают нового руководителя

Время председательства Сергея Степашина в Счетной палате (СП), похоже, подходит к концу. 1 июля Совет Госдумы предложил Владимиру Путину три кандидатуры на пост главы СП: помощника президента Татьяну Голикову, председателя комитета ГД по бюджету и налогам Андрея Макарова, а также, впрочем, и самого Сергея Степашина. Президент, по закону о СП, должен остановить свой выбор только на одной из них. И затем внести ее на одобрение нижней палаты парламента. Однако большинство опрошенных «МК» экспертов не сомневается, что Владимир Путин поддержит кандидатуру именно своего помощника – Татьяну Голикову.

Контрольному органу подбирают нового руководителя

тестовый баннер под заглавное изображение

Сергей Степашин руководит Счетной палатой более 12 лет. Претензий к нему, по крайней мере публичных, со стороны Кремля и Белого дома на Краснопресненской набережной не было. Наоборот, он всегда проводил линию на усиление влияния президента на вверенное ему учреждение. Когда Степашин принимал СП, то 12 аудиторов палаты выбирали пополам только Госдума и Совет Федерации. Сейчас своих аудиторов назначает и президент лично. Кроме того, недавно принят обновленный закон о СП, согласно которому, с одной стороны, расширяются функции палаты (она теперь будет проверять эффективность использования бюджетных ссуд и кредитов, в том числе и частными предприятиями).

Все четыре партийные фракции Госдумы — «Единой России», «Справеливой России», КПРФ и ЛДПР — выдвинули на новый срок кандидатуру Сергея Степашина. Последние три фракции и ограничились только Степашиным, объявив, что вполне довольны его работой. Справедливая Россия и КПРФ ограничились только Степашиным, объявив, что вполне довольны его работой. Однако единоросы пополнили президентский список еще и Татьяной Голиковой и Андреем Макаровым. ЛДПР также решила поддержать Татьяну Голикову и Сергея Степашина.

Впрочем, практически все опрошенные «МК» эксперты уверены, что кандидатура Макарова, что называется, не проходная. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, конечно, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег. Но он никогда не руководил крупными и влиятельными госструктурами. К тому же он в большей мере разбирается в налоговой сфере, чем в бюджетной. А последняя и является основой для проверок СП. Он также необходим этому составу Госдумы, так как замену ему в должности председателя налогово-бюджетного комитета найти будет крайне трудно.

Таким образом, Владимиру Путину придется делать выбор скорее всего между Сергеем Степашиным и Татьяной Голиковой.

При этом шансы Степашина тают день ото дня. Во-первых, он уже 12 лет руководит СП. Нужна свежая кровь. Не зря же был принят новый закон о СП.

Во-вторых, Татьяна Голикова, как известно, разбирается в хитросплетениях бюджетов всех уровней, как никто другой. И это не эвфемизм. Она отработала в системе Министерства финансов с 1990 года по 2007-й. Затем ее назначили министром здравоохранения и социального развития РФ. С мая прошлого года является помощником президента.

Карьеру в Минфине Татьяна Голикова делала стремительно. Начав в 1990 году тогда еще в Министерстве финансов РСФСР экономистом первой категории, она уже через восемь лет возглавила ключевой департамент ведомства — бюджетный. В июле 1999 года она стала заместителем министра финансов, в 2002—
2004-м годах являлась даже первым замминистра. Однако согласно правительственной реформе, проведенной весной 2004 года, должности первых замов были ликвидированы. И поэтому формально Голикова потеряла приставку «первый». Но никто и никогда не сомневался, что в ведомстве Алексея Кудрина она продолжала играть партию первой скрипки.

Тогда даже бытовала шутка: когда тогдашнему вице-премьеру и министру финансов надо было разобраться в сложном бюджетном вопросе, то он требовал к себе в кабинет не тонны бумаг, «а Голикову и чая».

В каждой шутке есть доля правды. Однако в этом случае все похоже на правду. Автор этой заметки неоднократно наблюдал, как Алексей Кудрин, выслушав сложный вопрос, ответ на который необходимо было проиллюстрировать многочисленными цифровыми выкладками, тут же доставал мобильный телефон и звонил своему заму Голиковой. И получал всю необходимую информацию буквально за несколько минут. Правда, далеко не все цифры он мог донести до слушателей. Что неслучайно: бюджетная система покоряется только глубоким специалистам, каковым и признается всеми ее коллегами Татьяна Голикова.

А она на бюджетах, как говорится, собаку съела. Во-первых, при непосредственном участии и руководстве Голиковой, были сверстаны в Минфине, а затем одобрены в правительстве и Госдуме 13 годовых федеральных бюджета. Как известно, пробивать эти сложно структурированные документы через парламент не так-то просто. По дороге всегда стоят «ненасытные» лоббисты, пытающиеся отъесть небольшой кусок бюджетного пирога. Но что творилось после дефолта 1998 года! Закрыть бюджетные дыры в условиях хронической нехватки налоговых сборов было практически невозможно. Но Голиковой и тогда это почти что удавалось.

Во-вторых, что еще важнее, именно она стояла у истоков разработки и принятия в начале 2000-х нового Бюджетного кодекса и бюджетной классификации, благодаря которым и удалось уже к середине «нулевых» добиться прозрачности и эффективности бюджетов всех уровней — от федерального до региональных и муниципальных. И впоть до кризиса 2008-го страна забыла о бюджетных дефицитах. Годовые финансовые планы исполнялись исключительно с профицицитами. К тому же весьма существенными, доходившими до 5% ВВП.

Кроме того, Голикова перед уходом в Минздравсоцразвития разработала и первый трехлетний бюджет — 2008—2010-го. Такого рода подход к бюджетной планировке дает возможность экономнее расходовать казенные средства. Например, если то или иное ведомство не успевает до конца года израсходовать все выделенные ему средства, то теперь нет необходимости их обязательно истратить перед новогодними праздниками, обеспечив тем самым январский всплеск инфляции. Сэкономленные рубли можно перебросить на следующий год бюджетной «трехлетки».

Так что профессиональных доводов для назначения Татьяны Голиковой главой Счетной палаты более чем достаточно. Но есть и еще один — аппаратный. После перехода Эльвиры Набиуллиной с поста помощника президента в кресло главы ЦБ первая должность становится своего рода аппаратным трамплином.

Константин ЛЕВИН

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру