Интерес к России и ее проблемам в общем понятен. В ХХ веке ее ответ на вызовы времени оказался крайне жестким. Сейчас страна вновь стоит на перепутье, и на этот раз неприятных сюрпризов не хотят ни сами россияне, ни их соседи. Все надеются, что экспериментальный период для России остался в прошлом.
Неожиданно большой резонанс вызвало выступление одного из самых знаменитых и популярных премьер-министров Великобритании Тони Блэра, хотя ничего принципиально нового английский политик не сказал. По его мнению, ключом к успеху для России должно стать создание эффективной системы управления, здравоохранения, образования.
«Если вы работаете в обществе, в рамках которого люди считают и верят, что, если они будут напряженно работать, они будут хорошо жить, то у вас гораздо больше шансов обеспечить стабильность, прогнозируемость и привлечение инвестиций», — такой вывод сделал Блэр. И с ним трудно не согласиться. Но в России, как всегда, все сложнее, чем кажется.
Во-первых, ей необходимо избавиться от нефтяной зависимости, которую некоторые эксперты уже прямо называют не иначе как проклятием.
Во-вторых, бывший госсекретарь США Колин Пауэлл в своем выступлении упомянул, что хорошо бы, наконец, решить давнюю проблему, которая буквально ставит в тупик многих специалистов: почему страна, способная отправить человека в космос, не в состоянии наладить производство товаров народного потребления?
А бывший министр иностранных дел Китая Ли Чжаосин призвал не выбирать между Востоком и Западом, а оставаться собой. По его мнению, это означает прежде всего выводить в приоритет инновационное развитие и прогресс, следя за его качеством. И вообще, лучше бы поменьше выбирать и побольше делать. Китайский политик заявил: «Россия — самая большая страна. Россия — предмет зависти всего мира, я вам завидую».
Возможно, в душе многие участники с его словами согласились. В настоящем, правда, завидовать пока скорее следует как раз соседям. Частный капитал сейчас сосредоточен в США и в Китае. Инвестиции в российскую экономику по-прежнему не популярны. Причины традиционные — недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие четких правил игры, незащищенность инвесторов и, конечно же, явление, которое именуют словом «коррупция». Но тем не менее некоторые компании готовы рисковать — рынок-то великолепный! Жаль только, что таких смельчаков куда меньше, чем хотелось бы. Навести порядок способно государство, которое продолжает доминировать в экономике. Его роль может быть положительной, главное, с умом взяться за дело. Как, например, делают в Китае.
Кстати, а годится ли опыт Поднебесной для российских реалий? Хотя бы в отношении инфраструктуры, которая, как известно, унаследована от СССР, по каковой причине изношена и нуждается в полной замене? Китайцы у себя смогли организовать сверхбыстрое строительство необходимых объектов. Этот вопрос также обсудили участники форума. Правда, мнения разошлись. Больно уж проблемы разные — в России, и не только в этой области, делу мешает прежде всего отсутствие адекватного законодательства. Так что надо прежде всего решить юридические вопросы.
Обсудили на форуме и другие острые вопросы, актуальные не только для российской, но и для мировой экономики. Ситуацию с розничной торговлей, положение на фондовых рынках и в отдельных отраслях, например обострение конкуренции на внутреннем рынке газа. И отдельное пленарное заседание посвятили развитию двух крупнейших регионов России — Сибири и Дальнего Востока.
Сейчас больше половины всех инвестиций приходится на Москву, и даже неспециалисту понятно, что ситуация далека от нормальной.Своеобразный итог дискуссии подвела помощник президента Российской Федерации Эльвира Набиуллина, которая скоро возглавит Центробанк. «Важно помнить, что в РФ фундаментально емкий внутренний рынок — это 140 миллионов человек с высоким уровнем потребления и образования, у нас богатые природные ресурсы, созданы рыночные институты. Нам осталось лишь подкорректировать законодательство».
Ей вторит и Герман Греф, руководитель Сбербанка, благодаря которому и состоялась эта встреча. «Россия является не только самой большой страной, в ней и самая сбалансированная экономика. У нас есть капитал, природные ресурсы, человеческие ресурсы. Нам нужно идти по пути мировых цивилизаций и как можно меньше экспериментов ставить на себе». И тогда все получится.