Были тарзанки, стали Маугли
Все новое — хорошо забытое старое. Если наши бабушки и дедушки развлекались, прыгая с тарзанки, то современные тинейджеры лазают по деревьям, как Маугли. Сергей каждые выходные, покидав в рюкзак снаряжение, едет в Москву из Железнодорожного, чтобы в Нескучном саду или Филевском парке принять участие в командных тренировках по веревочному спуску. Если бы его мама видела, как сын прыгает на высоте 20 метров над землей с дерева на дерево, ее бы точно хватил удар. Но мама ничего не подозревает об увлечении сына. Веревочные парки еще не скоро доберутся до Подмосковья. Максимум, на что могут рассчитывать продвинутые подростки в области, — это реверсивная лебедка на пляже, а зимой — на лыжном спуске.
Что может предложить любой современный парк отдыха на Западе для окрестных жителей любых возрастов и что непременно хотелось бы перенять?
Поскольку в Европе и в Америке — повальное увлечение спортом, особенно бегом, то там обязательный набор: круговое движение для бегунов, велосипедистов и роллеров, проложенное по периметру парка и размеченное для каждого вида передвижения. Это страшно удобно: никто никому не мешает, родители спокойны за детей, которых не собьют машины, зимой эта широкая круговая асфальтовая дорога превращается в прекрасную лыжню. Причем дорога освещена, благодаря чему можно заниматься спортом вечером, на ней даже после дождя быстро становится сухо, потому что есть ливневая канализация. Кроме того, в парках выделены стриженые поляны для семейного отдыха — люди приходят с одеялами, собаками и детьми, — места для пикников, барбекю, работает Wi-Fi, есть душевые, кабинки для переодевания и много другого полезного сервиса, делающего комфортным пребывание в зоне отдыха. Кроме того, парки, как правило, ландшафтные, с потрясающе организованной природной средой.
Наши люди тоже любят бегать, ездить на велосипедах или роликах, но где? Пока самые отчаянные осваивают разбитые тротуары и городские дороги, то и дело рискуя угодить под авто. Мы хотим бегать и крутить педали с комфортом!
А сегодня в наших так называемых зонах отдыха под открытым небом совершенно бесплатно можно разве что качать пресс на самодельном турнике или нарезать круги по школьному стадиону. Правда, в нескольких столичных парках недавно тоже появились выделенные спортивные дорожки, но говорить об этом как о наметившейся тенденции еще слишком рано. К сожалению, для большинства муниципальных бюджетов даже простой покос травы в парках выливается в непосильное финансовое бремя.
Встретимся у фонтана
В подмосковной Кашире бытует такое предание: в далекие 30-е тогдашний руководитель города, побывав в столичном парке им. Горького, до такой степени был впечатлен работой ландшафтного дизайнера, что сумел уговорить его переехать жить и работать в свой город. Вскоре там тоже появился чудо-сад. На территории дендропарка собрали тысячи растений — почти всю подмосковную флору, там появились великолепные цветочные композиции, одна из них была выполнена в виде часов, которые показывали точную дату. Другие изображали портреты вождей — Сталина и Ленина. А еще жители Каширы любили назначать место встречи у фонтана — это тоже была местная достопримечательность, о которой до сих пор вспоминают старожилы.
«Я тоже помню, какой это был красивый парк, — рассказывает мэр Каширы Дмитрий Бобров. Он возглавил городскую администрацию год назад. Хозяйство досталось ему в плачевном состоянии, однако с первых дней у него зрела мечта — возродить центральный парк в городе энергетиков. — Мы прекрасно понимаем, что силами местного бюджета всего за один год не сможем восстановить парк в первозданном виде. Кашира значительно удалена от Москвы и, как многие депрессивные районы Подмосковья, испытывает дефицит бюджета. Поэтому мы очень обрадовались, узнав, что областное правительство приняло программу «Парки Подмосковья». Для нас это реальный шанс реализовать такой затратный проект. В то же время на собственные деньги мы беремся уже в этом году реанимировать еще четыре парковые зоны на территории нашего города. Этой зимой мы значительно продвинулись вперед в плане благоустройства основного парка в Кашире: залили каток, устроили ледодром (высотой 12 м), подготовили лыжную трассу и снежные горки, организовали работу кафе. Сегодня в парке действует несколько аттракционов. Для детей создан прокат тюбингов».
В конце прошлого года глава города объявил о проведении конкурса на лучший проект досугового центра под открытым небом. В Кашире надеются на софинансирование с областью и параллельно ищут инвесторов, готовых вложить деньги в городскую зону отдыха. На предложение принять участие в конкурсе откликнулись молодые дизайнеры из Москвы, Московской области и даже Тулы. Лучший проект выберут в марте, но уже сейчас куратор конкурса и представитель заказчика в один голос заявляют, что не зря доверили проект молодым специалистам. Во-первых, у них нет традиционной зашоренности, привязки к стереотипам; во-вторых, их творческая инициатива в сочетании с идеями, сформулированными заказчиком с учетом пожеланий всех категорий населения, может дать именно тот результат, который хотели бы видеть сами жители.
Конечно, хороший средовой дизайнер (проектирование парков — это их привилегия) должен быть в курсе последних тенденций на рынке. Информация о различных функциональных новинках парковой инфраструктуры позволяет дизайнеру реализовать многие пожелания заказчика. Например, члены литературного клуба хотели бы проводить летом вечера поэзии на свежем воздухе, но считают, что вечером в парке им не дадут покоя комары. А дизайнер может им подсказать, как решить эту проблему с помощью специальных ковриков, которые отпугивают насекомых.
«Нужно быть в курсе всех последних технологий, но слепо копировать зарубежный опыт при проектировании парковых зон неверно, хотя бы потому, что у нас климат другой», — считает Софья Пахарева, куратор спецпроекта Центра современного искусства «Территория дизайна», в рамках которого проводится конкурс «Деурбанизация. Организация открытого пространства в городской среде». Софья уверена, что нам следует внимательнее изучать не только западные, но и восточные, в частности японские парковые традиции: японцы умеют бережно относиться к природе. Умело встраивают здания в средовое пространство.
«Деурбанизация» — это урбанизм, возведенный в превосходную степень. Горожанин в мегаполисе испытывает противоречивые потребности: с одной стороны, он хочет жить полной жизнью, с другой — время от времени нуждается в отдыхе, уединении. Предоставить такую возможность ему могут правильно спланированные и хорошо оснащенные парки.
«Долгое время городские власти практически не интересовались зонами отдыха и досуга. Сейчас ситуация изменилась на 180 градусов: пример Каширы, где городская администрация решила на конкурсной основе выбрать лучший проект развития досугового центра на базе старого летнего кинотеатра, вселяет надежду в возрождение подмосковных парков. Хотя часто заказчики сами не знают, чего они ждут от проекта. Начинают рьяно переустраивать весь парк, хотят внедрить туда всевозможные новшества — тут нельзя переборщить. Например, в парке «Сокольники» есть знаменитая ротонда, где собираются пенсионеры потанцевать, — если убрать это культовое место, пропадет часть очарования парка. Жаль и то, что заказчики отводят дизайнерам лишь роль скромных исполнителей, а надо бы — режиссеров», — уверена Софья.
Парк выходного дня
По мнению экспертов, парки выходного дня — сегодня самый востребованный формат семейного досуга. Объяснить такую популярность можно сразу несколькими причинами. Во-первых, люди испытывают ностальгию по тем временам, когда городской социум был намного более открытым и дружелюбным.
Во-вторых, любой родитель знает, что для ребенка отдых на свежем воздухе принесет больше пользы, чем многочасовой просмотр телепрограмм или зависание в социальных сетях. Но ведь без сопровождения взрослых детей на улицу не пускают — вот и приходится гулять всей семьей. И, в-третьих, вход во многие парки до сих пор бесплатный или стоит намного дешевле остальных городских развлечений.
Так что такое хороший городской парк, в котором было бы комфортно и интересно взрослым и детям? В областной программе «Парки Подмосковья» записано, что в скором времени будет принят региональный стандарт парков, но что это такое, пока знают только авторы программы. Единственное, в чем все сходятся, — парки должны быть безопасны, поэтому там необходимо хорошее освещение. Парк — это не кусок леса с лавочками и урнами, там нужны инженерные коммуникации, а без этого ни беговые, велосипедные и роллерные дорожки не проложить, ни рок-фестиваль не провести, ни детские кружки не организовать. Смысловая наполняемость в каждом парке может быть своя, она затачивается под потребителя, целевую аудиторию и ее социальные или интеллектуальные потребности.
И последняя общая деталь, на которой останавливались почти все заинтересованные лица, — успех или неуспех парка как досугового центра во многом зависит от самих жителей. Если люди сами принимают живое, заинтересованное участие в создании проекта парка, его благоустройстве, сажают деревья, убирают мусор, ремонтируют и красят лавочки, малые формы на детских площадках, то парк ждет благоприятный прогноз. Если же население ведет себя потребительски, то рано или поздно клумбы вытопчут, лавочки поломают, а молодые саженцы засохнут.
Спаси и сохрани
По части лесов и парков Дубна даст всем подмосковным городам фору. Из 7000 га, на которых расположился наукоград, половину занимают леса, парки и водоемы. Пока в других районах Подмосковья один за другим вспыхивают скандалы вокруг незаконных вырубок, здесь все — от мала до велика — сажают деревья, кустарники, цветы.
Все горожане ходят на субботники, как и раньше, в советские времена. Задача властей — обеспечить их саженцами, лопатами, удобрениями… И не ограничивать творческие инициативы. Например, недавно многие пенсионеры увлеклись тем, что стали создавать во дворах многоквартирных домов палисадники. Одни огород сажают, другие — цветы, третьи — деревья, но администрация всему рада. Особый интерес вызывает тема сохранности в городской черте лесных массивов.
Под жилую застройку лесные участки в городе не выделяют — только пустыри. А вот под промышленные площадки, учитывая специфику ядерных центров, приходится отводить место в лесу. Вредные производства должны отделяться от города лесополосой, но власти разрешают рубить деревья только под фундаментом здания. Прежде чем приступить к вырубке, инвестор должен провести экологическую экспертизу. Деревья считают, потом оценивают их возраст, качество древесины — за каждое вырубленное дерево компания обязана посадить шесть новых, сумма компенсации может составлять до 10 млн руб., это довольно ощутимое обременение, поэтому никто рубить лишние деревья не станет. Себе дороже.
«Застройщики стараются новые здания буквально встраивать в лес, — рассказывает глава города Валерий Прох. — Вообще, наши горожане очень бережно относятся к природе. Помните, у Андрея Вознесенского есть стихотворение про город, где березы растут сквозь асфальт? Так это о нас! Был такой случай: дорожники размечали тротуар, на пути им попалась взрослая береза — решили не трогать, обошли». Если кого-то и можно занести в списки лесных вредителей, то это бобры — по свидетельству местных жителей, звери совсем распоясались: люди сажают, а они объедают посадки.
На поддержание порядка в лесопарковом хозяйстве Дубна ежегодно тратит 37 млн руб. Деньги немалые даже для бюджета наукограда, но Валерий Прох вздыхает: «А надо бы в 2,5 раза больше…»
У города есть свое цветочное хозяйство — с мая по сентябрь цветочные композиции меняются 6 раз. За здоровьем городского леса следят профессиональные лесники, некоторые с университетским дипломом. Они регулярно удаляют сухостой, выявляют участки, пораженные жуком-короедом, вырубают и сжигают. «Отдельные очаги есть, — признается Владимир Негей, директор муниципального предприятия «Городские парки», — но ситуацию держим под контролем. То же самое — и с борщевиком. На противоположной стороне Волги — настоящие заросли этого сорняка, а у нас был в прошлом году один небольшой участок 15 на 10 метров».
Дубна славится не только беспрецедентным количеством зеленых насаждений на душу населения — на одного жителя приходится 7 соток леса, но и местными рок-фестивалями, джазовыми концертами — здесь уже давно переняли европейский опыт устраивать шоу и концерты под открытым небом. А на фестиваль фейерверков, который ежегодно проходит в городе в последние выходные июля, приезжают команды из десятков регионов России. Выслушав мое предположение, что в Дубне, пожалуй, уже все есть — парки, скверы, звери, — Валерий Прох загадочно хмыкнул: «Мы собираемся благоустраивать парковую зону на набережной Волги, хотим сделать там современный городской пляж, так что губернаторская программа «Парки Подмосковья» будет нам очень полезна».
В дореволюционной России было множество городских и усадебных парков. Многими из них мы любуемся до сих пор как произведениями искусства. В советскую эпоху были уже другие ценности и другие парки, но и они оставили о себе добрую память. Как хочется надеяться, что подмосковные парки переживут ренессанс. И поколение современных городских жителей тоже получит свой кусочек живой природы.