Идею наделить правом ужесточения ограничений курения местные власти олимпийский чемпион по дзюдо, а ныне депутат Носов в беседе с корреспондентом «МК» объяснил тем, что в ближайшем будущем России предстоит принять несколько крупнейших спортивных событий. «В этом году нас ждет Универсиада, потом Олимпиада в Сочи, а после — чемпионат мира по футболу. Как мы будем выглядеть в глазах всего мира, если не перестанем быть страной с самым большим уровнем распространения курения? — негодует Носов. — Мы предлагаем муниципальным органам власти при необходимости самим ужесточать запреты и на курение, и на продажу табачной продукции. Путь даже на улицах курить запрещают!»
Что касается запрета на демонстрацию курения в новых фильмах, телепередачах и театральных постановках, такая возможность уже была прописана в антитабачном законопроекте еще на стадии его согласования с профильными министерствами. Тогда Минкультуры добилось того, чтобы подобные предложения были убраны из документа. «Мне кажется, что Дума — это все же место для дискуссий. Нам, конечно, интересно знать мнение правительства, но все же оно законы исполняет, а принимаем их мы — депутаты, которых избрал народ», — объяснил возвращение запрета Носов. По его словам, данная поправка соответствует как Международной конвенции ВОЗ, так и огромному мировому опыту.
Действительно, как рассказала «МК» сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина, правительство Турции ввело подобный запрет для новых фильмов, в старых лентах процесс курения теперь ретушируется, а в мультфильмах с помощью графики сигареты меняют на цветы и конфеты.
В нашем же случае перед уже вышедшими фильмами, где присутствуют курящие герои, предлагается показывать согласованные с Минздравом социальные ролики о вреде курения. Носов также не исключил возможности использования бегущей строки с классическими предупреждениями из серии «Курение убивает».
И о запрете курилок. В нынешнем варианте законопроекта запрет курения на рабочих местах и так был предусмотрен. Однако документ содержал положение, согласно которому оборудование курилок остается на усмотрение собственника помещения. Конечно, касалось это в первую очередь рестораторов и отельеров, которые ранее выступали против тотальных запретов, ссылаясь на репутационные и материальные риски из-за оттока клиентов-курильщиков. Депутатские поправки, в свою очередь, вяжут руки работодателям, которые также могут являться собственниками помещений, в которых расположен тот или иной офис.
Интересно, что мнения руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко и главного нарколога Евгения Брюна по этому вопросу оказались диаметрально противоположными. Онищенко считает идею запрета курилок на рабочем месте правильной, Брюн же уверен в том, что после ликвидации мест для курения люди будут удовлетворять свою потребность в никотине на улице, в том числе во время морозов, в туалетах или непосредственно на рабочих местах, наплевав на все ограничения.