— Переход в 1918 году на новый стиль стоял в ряду других большевистских шагов, направленных на то, чтобы перечеркнуть все многовековое прошлое, окончательно разрушить старую жизнь, традиционный российский уклад, — говорит «МК» г-н Павлюк. — Все это было противоестественно. Сейчас мы избавляемся от наследия большевизма, пытаемся восстановить справедливость, и даже хотя бы с этой позиции вернуться к старому стилю было бы целесообразно.
Второй аргумент. Более 70% граждан Российской Федерации — православные. И юлианский календарь, который использует Русская православная церковь, отвечает потребностям подавляющего большинства граждан нашей страны. Ведь смотрите, что происходит. Люди придерживаются церковных праздников, постов, а они не совпадают с новым стилем и тем, что мы делаем в жизни. Идет Рождественский пост, а нужно праздновать Новый год. Нонсенс...
— Но есть и другой вариант: церкви подстроиться под новый стиль. Отмечать Рождество как все — 25 декабря...
— Были такие разговоры. Но я думаю, что это неправильный подход. Я разделяю мнение церковнослужителей о том, что юлианский календарь — это канонизированный календарь русской церкви. Это наше национальное достояние. Потерять его равнозначно тому, чтобы потерять Русскую православную церковь. Давайте согласимся, что мы уже много лет вхолостую ищем национальную идею и идентичность. Ищем возможность распрощаться с проклятием безбожного прошлого, снять со страны это проклятие и наладить настоящую жизнь. И переход на юлианский календарь мог бы стать сакральным действием, символом возвращения к истокам российской традиционной культуры. Ведь в ней юлианский календарь занимает одно из важнейших мест. Может быть, с этого шага мы начнем духовное примирение, очищение, которого все хотят, ждут как чуда. Вот это чудо мы в состоянии сами сотворить.
— Но мы же столкнемся с дикой путаницей, начнем жить отдельно от всего остального мира, как какая-нибудь Северная Корея...
— Это вы напрасно. Очень много цивилизованных стран пользуются внутри страны своими древними календарями. Израиль, Япония... Им это не мешает пользоваться григорианским календарем, европейским отсчетом времени для внешнего употребления. И никакого противоречия нет. Поэтому я уверен: для поддержания национальной духовной культуры переход на юлианский календарь просто крайне необходим.
Еще один нюанс. Астрономы, ученые, астрофизики пользуются именно юлианским календарем. Потому что он удобнее и точнее.
— Если он точнее, зачем было придумывать григорианский?
— Во многих старинных храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия солнце должно попасть в определенное место, например, в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. Сейчас эта ошибка учитывается юлианским календарем. А тогда после долгого обсуждения папа Григорий XIII распорядился, чтобы следующим днем после четверга 4 октября 1582 года стала пятница 15 октября.
Григорианский календарь внедрялся жестко: те католики, которые откажутся его использовать, будут отлучены от церкви. Его все считали искусственным, сложным, неудобным. Англичане почти два века сопротивлялись, прежде чем его принять.
Это календарь-новодел, принятый в XVI веке, в то время как юлианский берет свое начало от Рождества Христова.
— Как вы себе представляете переход на старый стиль в электронную эпоху, когда айфоны, которые производятся не в России, но продаются у нас, сами выставляют дату и время?
— В Израиле на компьютерах высвечиваются две даты. Все довольно просто. Главное — юлианский календарь и старый стиль в ладу с историей и традицией России. Пора покончить с большевизмом. Но и переходить на юлианский календарь большевистскими методами тоже нельзя.
Посмотрите, какие дискуссии идут вокруг одного часа зимнего времени. А уж смену календарей нужно обсудить гораздо более обстоятельно, рассмотреть все «за» и «против», достигнуть общественного согласия, чтобы не было недовольных этим решением. Сегодня, я думаю, моими сторонниками в вопросе о старом стиле является православная и патриотическая часть России. Сколько мы говорим, что хватит оглядываться на Запад. Переход на наше, традиционное российское время — это переход от слов к делу.