Тяжелая болезнь унесла жизни четырех армейцев в новогодние праздники. Все они оказались в госпитале Подольска, когда шансов на выздоровление у них уже практически не было. 26 декабря, не приходя в сознание, умер военнослужащий 27-й мотострелковой бригады Евгений Тюленев. А спустя три дня погибли 19-летний Закир Кучекаев из Башкирии и 23-летний Дмитрий Соколов из Калужской области. Через неделю скончался 20-летний Сергей Шведов. Всем погибшим поставили один диагноз: острая двусторонняя бактериально-вирусная пневмония.
19-летнего Закира Кучекаева призвали 13 ноября из башкирского города Мелеуза. Молодой красивый парень отличался богатырским здоровьем. Профессионально занимался кикбоксингом. До призыва учился в колледже на банковского служащего. В общем, готов был к армии и морально, и физически. Отдать долг Родине решил сам, никто не заставлял. Примером стал старший брат Динис.
— Его распределили в военную часть под Наро-Фоминском, где готовят артиллеристов. Сначала все было хорошо, Закир ни на что не жаловался, — рассказал Динис Кучекаев. — В первых числах декабря он заболел, появился кашель. Ему поставили диагноз: ОРВИ — и дали таблетки. Лечили в санчасти, но состояние брата не улучшалось, тогда его положили в госпиталь. Там он пошел на поправку, и врачи пообещали его даже выписать. Но перед самой выпиской Закир оказался в реанимации. С 26 по 29 декабря мы не могли до него дозвониться. А 29 декабря нам сообщили, что Закир умер от двусторонней пневмонии…
Когда семье Кучекаевых сообщили трагическую весть, они подумали, что Закира могли сильно избить. Однако тело молодого человека оказалось чистым, без травм и кровоподтеков. Парня похоронили 6 января. Его родственники до сих пор находятся в шоке. «Как вообще такое могло случиться?!» — не перестают задаваться вопросом люди.
Кстати, по словам Диниса, младший брат говорил, что вместе с ним заболел еще один сослуживец.
В воинской части под Ковровом, где подхватил недуг Дмитрий Соколов, счет больным идет на десятки. Да и военные медики говорят, что подмосковный госпиталь переполнен тяжелобольными военнослужащими, заразившимися в частях. По предварительным данным, число заболевших легочной инфекцией составляет уже более двух десятков человек.
Поскольку Минобороны РФ не спешило комментировать происходящее, в прессе стали появляться пугающие предположения. Так, некоторые СМИ распространили сообщение, что солдаты могли умереть от атипичной пневмонии. Однако Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко категорически опроверг эту информацию.
— Если бы это на самом деле произошло, то военные медики нашли бы возможность нас об этом проинформировать, — заявил глава Роспотребнадзора «Интерфаксу».
После поднявшегося переполоха военное ведомство сообщило, что солдаты проходили службу в различных воинских частях Западного военного округа, откуда они были доставлены в подольский госпиталь из-за отрицательной динамики течения болезни. Военные медики госпиталя проводили регулярные консилиумы с привлечением ведущих пульмонологов Минобороны и применяли современные медикаментозные средства и методики лечения. Однако предпринятое интенсивное комплексное лечение, с привлечением ведущих специалистов Центрального военного клинического госпиталя им. А.А.Вишневского и Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, не смогли переломить ситуацию. Минобороны считает, что «лечение всех четверых военнослужащих проводилось адекватно, с использованием всех необходимых методик оказания медицинской помощи».
Однако надо отметить, что военные лукавят. Они прекрасно знакомы с проблемой массовой заболеваемости срочников. Ведь это уже не первая вспышка смертельного вируса. Так почему до сих пор гибнут молодые люди? Ответ оказался на поверхности: система вакцинации не поддается никакой критике.
— Отсчет надо начинать с 2000 года. Новобранцы болеют потому, что командиры частей до последнего тянут, не отправляя их в госпиталь. Мол, служить не хочешь, отлыниваешь, — прокомментировала член Общественного совета при Минобороны РФ, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. — Но основной причиной смертности в армии является система проведения вакцинации. Солдатам делают одновременно четыре прививки. Около недели организм адаптируется и становится уязвимым, почти как при СПИДе. У человека пропадает полностью иммунитет. Любая простуда может привести к летальному исходу. И такая ситуация — только в Минобороны. К примеру, во внутренних войсках прививают постепенно. Одна прививка в месяц. Поэтому там нет смертей.
По словам правозащитницы, к этому надо еще добавить, что раздетых солдат заставляют на морозе делать зарядку.
С Мельниковой согласен и президент правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко. По его данным, к причинам заболеваемости призывников надо еще отнести неоказание медицинской помощи, перебои с лекарственным обеспечением, неподготовленность войсковых частей к отопительному сезону и аутосорсинг — привлечение к обслуживанию частей сторонних организаций. Эту систему ввел бывший глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков. И, как правило, их услуги не доходят до военнослужащих.