Преимущество «Линкольна» вполне ожидаемо. Достаточно сопоставить фигуры главного героя – собственно, Линкольна. Актера, его сыгравшего – двукратного обладателя «Оскара» Дэниэла Дей Льюиса, получившего номинацию на лучшую мужскую роль и в этот раз (в случае победы может повторить уникальное достижение Джека Николсона, пока единственного обладателя трех статуэток). И режиссера – одного из крупнейших классиков Голливуда, Стивена Спилберга (еще один двукратный «оскароносец»). Совокупный вес этих личностей с самого начала не мог остаться без внимания академиков. Удивление вызывает то, как распределились остальные номинации.
Обращает на себя внимание присутствие победителя Канн-2012, фильма «Любовь» Михаэля Ханеке сразу в пяти номинаций. Кроме очевидной – номинации на звание лучшего фильма на иностранном языке, это еще и «Лучший сценарий», лучшая женская роль (Эммануэль Рива), лучший режиссер и, наконец, лучший фильм.
Но его присутствие в основных номинациях «Оскара» – свидетельствует не столько об открытых культурных границах и продвинутости киноакадемиков, сколько об их неразборчивости в своем собственном, национальном кино. Демонстрируя тем самым удивительное сходство со своими коллегами из России.
На то, что шедевр австрийского классика, уже отмеченный наградами Канн и Европейской киноакадемии (в том числе и главными), в итоге, скорее всего, останется только с одной, профильной статуэткой, намекает статистика. Все девять раз, что фильм на иностранном языке (в данном случае – французском) были номинированы на главный «Оскар», они оставались без наград.
Достаточно беглого взгляда, чтобы понять, чье именно место в списке кандидатов без всякого злого умысла занял Ханеке. В пролете (не считая пары технических номинаций) – «Хоббит» Питера Джексона, чьи эксперименты со съемкой с частотой 48 кадров в секунду американцами были восприняты в штыки. Проигнорировали труды Тома Тыквера и брата и сестры Вачовски «Облачный атлас». Вопреки прогнозам, «Координаты Скайфолл» Сэма Мендеса так и не стали первой частью «Бондианы», номинированной на «Оскар» в категории лучший фильм (зато получили номинации на лучшую музыку и работу оператора). Но и без номинаций (чуть ли не впервые в карьере) остался куда более явный претендент – Кристофер Нолан и его заключительный фильм трилогии о Бэтмене: «Темный рыцарь: Возрождение легенды».
Главная неожиданность – отсутствие в главных номинациях Пола Томаса Андерсона и его «Мастера». Следом за жюри Венецианского кинофестиваля, возглавляемого в этом году американцем Майклом Манном, академики оценили в фильме в первую очередь актерскую игру. Хоакин Феникс претендует на звание лучшего актера, Филипп Сеймур Хоффман – лучшего актера второго плана, а Эми Адамс – лучшую актрису второго плана. Сам П.Т. Андерсон, в Венеции получивший «Серебряного льва» за режиссуру, на «Оскаре» остался без номинации.
В отсутствие Андерсона на главную награду, кроме Ханеке, Спилберга и Энга Ли, претендуют Бен Аффлек («Операция «Арго»), Том Хупер («Отверженные»), Квентин Тарантино («Джанго освобожденный»), Кэтрин Бигелоу («Цель номер один»), Дэвид О. Расселл («Мой парень – псих») и Бен Зайтлин («Звери дикого Юга»).