Официально полиция сообщила о снятии с моста баннера «размером 10х1,5 метра с экстремистской надписью и символикой». Также на месте происшествия полицейские обнаружили корреспондента одного из новостных интернет-порталов, который фотографировал плакат. Журналиста отвезли в ОВД и после дачи объяснений отпустили с миром.
Что именно было изображено на баннере, стало известно из Твиттера блогера Бериллия, он же активист протестного движения Виталий Шушкевич. Он разместил в Интернете снимок плаката на Большом Каменном мосту с припиской «фото с репетиции». Что имелось в виду, выяснить не удалось: на связь с журналистами Шушкевич вчера не выходил. Зато обнародованная им фотография дала четкое представление об «экстремистской» природе баннера. Под надписью «Экстремистские организации» на плакате было изображено шесть логотипов, в том числе эмблема национал-большевиков, стилизованная свастика «Русского национального единства» и… логотип партии «Единая Россия». Очевидно, творческий замысел состоял в том, чтобы поставить партию власти в один ряд с националистическими организациями. Авторов плаката полиция пока не нашла.
— Понятия не имею, кто бы это мог быть, — сказал «МК» бывший пресс-секретарь запрещенной НБП Александр Аверин. — В любом случае считаю, что нельзя полоскать светлое имя НБП в одном ряду с «Единой Россией».
Это не первый раз, когда Большой Каменный мост становится местом развешивания политических баннеров. В ноябре 2011 года фанаты «Спартака» повесили на мосту растяжку с лозунгом «Мы хозяева своей страны». Он был установлен в 11 утра и провисел совсем недолго — всего 20 минут. Зато снимать его пришлось с участием МЧС. А самый громкий случай относится к 2006 году, когда оппозиционер Илья Яшин, возглавлявший тогда молодежное «Яблоко», и дочь ельцинского премьер-министра Мария Гайдар украсили мост плакатом с надписью «Верните народу выборы, гады!». Молодые люди повисли над Москвой-рекой с помощью альпинистского снаряжения и держали растяжку в руках. Акция продолжалась полтора часа, после чего снимать с моста пришлось уже не плакат, а самих активистов.
— Это не я! — были первые слова Ильи Яшина, когда «МК» до него дозвонился. — Активистов, которые способны на это, в Москве много. Повесить такой баннер занимает пять минут: остановил машину, выпрыгнул, закрепил растяжку и уехал. По Большому Каменному мосту периодически проезжают патрульные машины, но он не охраняется. Хотя я слышал, что в ФСО якобы поговаривают о том, чтобы выставить на подъездах к мосту постоянный пикет.
Однако и яблочники, и спартаковцы действовали при свете дня. А вчерашняя акция больше похожа на ту, которую устроили неизвестные в ночь на 24 декабря 2011 года — то есть накануне «Марша миллионов» на проспекте Сахарова, второго массового столичного митинга после выборов в Госдуму. Под покровом ночи к резной ограде Большого Каменного моста кто-то прикрепил целых три плаката — «Нас больше вас», «Вперед на Кремль» и «Дорогу знает каждый». Организаторов этой акции тогда так и не нашли.
Вчерашняя выходка — уже третья за год с небольшим попытка народа пообщаться с Кремлем напрямую с моста. Даже четвертая — если учесть, что потасовка 6 мая произошла после попытки митингующих выйти с Болотной площади на Большой Каменный. Так что творение архитектора Щуко становится настоящим сакральным местом российского протеста.