Само по себе возвращение одномандатных округов сегодня выгодно единороссам. Жесткая партийная система позволила «ЕР» полностью получить в Думе 2/3 мест только один раз — в 2007 году: нефтяные цены на пике, кризисом и не пахло, и фактор неожиданности — Путин впервые во главе списка. В 2011 году номер повторить не удалось.
Одномандатники спасут положение, как они спасали его в 2003 году: тогда «ЕР» набрала провальные, по нынешним меркам, 37%, однако сразу застолбила за собой половину мест в Госдуме за счет победы в 105 одномандатных округах. К концу созыва единороссы имели еще больше мандатов за счет развала фракции «Родина» и присоединения некоторых ранее независимых мажоритариев.
А еще мажоритарные округа позволят уйти в свободное плаванье отдельным популярным единороссам. «ЕР» накопила в своих рядах немало народных любимцев: артистов, спортсменов, балерин. Для многих из них партбилет только тормозит рейтинг. Выход — баллотироваться с опорой на ОНФ или вообще не упоминать о партийной принадлежности, как это сделали все кандидаты «ЕР» на муниципальных выборах в Москве в 2012 году. Все это станет возможным с возвращением одномандатных округов.
По официальной версии «ЕР», одномандатные округа предоставляют оппозиции и малым партиям трамплин в федеральную политику. Однако, по данным Вадима Соловьева, трамплин этот будет безнадежно испорчен введением «муниципального фильтра» для мажоритариев от непарламентских партий. Этот «фильтр» был опробован на губернаторских выборах, которые доказали: даже вторая по величине партия страны, КПРФ, не в состоянии собрать 7—10% подписей муниципальных депутатов. Низовые «парламенты» плотно контролируются единороссами, и выдвижение в этих условиях превращается в политический договорной матч. Если деятели несистемной оппозиции — Евгения Чирикова, Алексей Навальный, Илья Яшин — рассчитывали баллотироваться как одномандатники, то об этом можно забыть. Лишних людей на выборы не пустят.
Еще одно ожидаемое новшество — избирательные блоки, для которых проходной барьер будет установлен выше, чем для партий. Цифры называются разные: политолог Евгений Минченко предполагает, что это могут быть 5% для партий и 7% для блоков, источник «МК» в руководстве «ЕР» ранее называл другие планки — 10% для блоков при сохранении действующих 7% для партий. Но это неважно, ведь уже на выборах-2011 ни одна партия не преодолела барьера в 5%. До заветной планки блоки все равно не дотянут, только увеличат распыление голосов. А ведь все голоса, отданные за не прошедшие партии, будут за счет «эффекта мультипликатора» перераспределены в пользу победителей — то есть в первую очередь единороссов. Для того чтобы «ЕР» извлекала из этого максимум выгоды, избирком уже несколько лет распределяют мандаты по «методу Империалли», который специалисты считают менее справедливым. Казалось бы, невелик приварок, но в декабре-2011 именно он обеспечил контроль над Думой «медведям», набравшим меньше половины голосов. Кстати, крупные партии уже заявили, что блокироваться ни с кем не собираются, так что главные выгодоприобретатели от этой нормы — всё те же «ЕР» и ОНФ, если они захотят официально оформить существование нерушимого блока единороссов и беспартийных.
Ну и на десерт: по информации Соловьева, агитационный период в СМИ планируется сократить с 1 месяца до 2 недель. Это невыгодно всем партиям, получающим на период агитации бесплатный телеэфир. И только «ЕР» не пострадает, поскольку она и так красуется на экране под разными соусами в любое время. Вот и получается, что закон писался под одну-единственную партию…