Большую часть подписанного премьером документа по традиции составляют общие рассуждения, но есть и конкретные обязательства. Так, таможенному контролю к 2018 году предписана настоящая революция. Товары, идущие на экспорт, вместо нынешних 72 часов должны будут оформляться всего два часа. Еще большее сокращение предписано таможенным процедурам для импорта — в 48 раз. В итоге вместо 96 часов товары для внутреннего потребления должны будут проскакивать границу за два часа. При этом количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через госграницу сократится с 10 до 4 штук.
Как это возможно? Стимулом для либерализации таможни стало вступление России в ВТО, считают в правительстве. По расчетам Организации экономического сотрудничества и развития, из-за упрощения таможенных процедур выгода для нашей страны составит $18 млрд в год. Правда, пессимисты среди экспертов считают, что эти деньги мы растеряем из-за «побочных эффектов», которыми чревато вступление в мировой торговый клуб. К тому же таможенную реформу предстоит не только запланировать, а еще и реализовать. А здесь перспективы туманные.
Главным методом достижения высокой цели в правительстве считают внедрение информационных технологий. К 2014 году Федеральной таможенной службе предстоит перейти на электронный документооборот. Сейчас доля госуслуг, предоставляемых ФТС в электронном виде, составляет всего 1%.
Однако неспроста Дмитрий Медведев свое желание кинуть в стену микрофон объяснял тем, что таможенники все инициативы правительства «выворачивают наизнанку». Ведь именно это и происходило по сей день. В частности, электронное декларирование ФТС должна была внедрить еще в 2011 году. Еще в июле служба (согласно «дорожной карте» в области таможенного администрирования) обязана была наладить систему предварительного получения информации о ввозимых товарах. Но ноябрьский мониторинг Минэкономразвития показал, что сведения таможенники вводят вручную уже по прибытии грузов на постах. По оценкам Агентства стратегических инициатив, сроки проверок на границах либо не уменьшились, либо увеличились. В частности, на КПП «Торфяновка» водители проводят более суток.
То, что мероприятия таможенной «дорожной карты» в основном реализуются на бумаге, говорит не в пользу стратегии. Дело в том, что прописанные изменения, как правило, лишают бюрократию статусной коррупционной ренты, а она не хочет с ней расставаться, считает сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка.