У этих двух вроде бы отрадных фактов, взятых по отдельности, нет ничего общего, кроме слова «гражданство» и росписи президента на документах. Но поставленные рядом — они производят странное впечатление.
Г-н Депардье стал ругаться на родное когда-то французское правительство и всерьез угрожать ему перейти в подданство к г-ну Путину в середине декабря. Еще 24 декабря пресс-секретарь ФМС утверждала, что никакого заявления на сей счет от известного артиста не поступало — а как же в таких делах без заявления? Но уже 3 января президент подписал указ, сделавший г-на Депардье россиянином. Текст указа (с ним можно ознакомиться на официальном кремлевском сайте) очень краток. Одно предложение!
«В соответствии с пунктом «а» статьи 89 Конституции РФ удовлетворить заявление о приеме в гражданство РФ Депардье Жерара Ксавье, родившегося в 1948 году во Франции». Точка. Значит, заявление все же было... Это первый вывод. А второй состоит в том, что г-н Путин, принимая решение, сослался на статью 89 Конституции, перечисляющую некоторые из его полномочий прямого действия, реализация которых целиком и полностью зависит от его личного усмотрения.
Президент «решает вопросы гражданства» — написано в том самом пункте «а». Значит, имел право! Не придерешься!
Кстати, правом своим указом даровать гражданство без выполнения долгих и мучительных процедур и условий вроде пятилетнего проживания с видом на жительство (а его тоже еще получить надо!) или экзамена на знание русского языка наделяет главу государства и наш закон «О гражданстве в РФ» — если речь идет о «лице, имеющем особые заслуги перед РФ». Любопытно, что про особые заслуги в указе г-на Путина нет ни слова. Просто: хочу — и дарую! Было бы желание...
Но желание — это такая субстанция... Капризно оно. В одном случае есть, а в другом — нет. В случае с г-ном Депардье оно, безусловно, было, и очень сильное. А в случае с теми десятками тысяч россиян, о которых мы упомянули вначале, его не было. Очень долго не было.
Проблемы начались еще 10 лет назад, после принятия нового закона «О гражданстве» (то есть уже при президенте Путине). Постыдный для любой цивилизованной страны анализ ситуации дается в пояснительной записке к тому самому закону, что вступил в силу прошлой осенью — на рассмотрение парламента, между прочим, он был внесен еще в 2010 году. (Извините, что много дат, но они имеют в этой истории ключевое значение!) Итак, авторы, группа единороссов во главе с председателем Комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным, предложили считать гражданами РФ тех бывших советских, кто получил российские паспорта до 2002 года на территории экс-республик СССР из рук представителей МИДа или других российских же ведомств, «но не прошедших при этом процедуру по приобретению гражданства РФ».
Вы спросите, как это может быть? Не внесли, к примеру, должностные лица консульства запись о выдаче паспорта или не оформили ее должным образом — и все... Читаем пояснительную записку. «Достаточно часто», говорится в ней, прожив на территории России с российским паспортом десяток лет, работая, платя налоги, рожая детей, служа в армии и обратившись за новым паспортом то ли в связи с достижением возраста, когда этот документ следует менять (20 или 45 лет), то ли в связи с замужеством или разводом, россиянин вдруг паспорта лишался вообще! Вы не гражданин, говорили ему в ФМС, нет записи в реестре! Никто, и звать вас никак...
65 тыс. паспортов в административном порядке было признано за эти годы недействительными на этом основании, 34 тыс. из них изъяты. И число исковерканных судеб (представьте себя хоть на минутку на месте такого россиянина и членов его семьи!) продолжало расти: в среднем на 10 тыс. в год.
Оскорбленные государством, которое они по праву считали своим, писали письма в Думу, Совет Федерации, Администрацию Президента. Законопроекты на эту тему вносились и раньше — а потом выносились, пролежав несколько лет на думских полках... Велись переговоры с ФМС, исполнительная власть все обещала решить проблему как-нибудь без внесения изменений в закон «О гражданстве», административным порядком, но никак не решала и не решала...
Слава богу, дошла гиря до полу. Закон принят и вступил в силу. Проблема решена раз и навсегда.
Но все эти долгие годы в руках президента, как теперь знают все, был волшебный ключик, позволяющий облегчить жизнь десяткам тысяч людей! Одним росчерком пера, как в случае с одним-единственным, с Жераром Ксавье. ДЕСЯТКАМ ТЫСЯЧ.
А если не хотелось разбрасываться эксклюзивной высшей милостью, почему бы просто не позвонить спикеру Думы? Главе ФМС? Или кому там звонят, когда требуется срочно принять закончик-другой?
Странное все же впечатление производят две эти истории, рассказанные одна за другой. Странное.