За этот год обанкротилось более десятка туристических компаний. Непросто забыть и про самый громкий крах крупного оператора «Ланта-тур вояж», проработавшего более 20 лет и «оставившего» порядка 7 тыс. пострадавших туристов. Что, к слову, почти 90% от общей суммы всех организованных путешественников, понесших ущерб за 2012 год.
Судебные дела по «Ланте» до сих пор продолжаются. По состоянию на 20 ноября страховых возмещений выплатили 6040 клиентам на общую сумму 97,6 млн рублей. Всего же поступило требований более чем на 190 млн. Именно поэтому 100-миллионный страховой фонд компании «пропорционально» разделили на всех пострадавших. Люди получили компенсацию в размере 51% от нужной суммы. А иски 70 недовольных такими выплатами к страховщику и к самой турфирме удовлетворены не были.
— Кроме того, остались еще те, кто не донес документы или неправильно оформил бумаги. Для них осталось еще порядка 2 млн рублей, — пояснил руководитель службы по связям с общественностью страховой компании Владимир Клейменов.
Помимо этого на сайте Арбитражного суда на октябрь месяц было зарегистрировано около 20 исков юрлиц к ТО, сумма самых крупных требований варьируется между 2,7 млн и 1,9 млн руб. Имущество оператора оценено в 228 млн, а долг — в 1,1 млрд рублей. В конце сентября «Ланту» наконец признали банкротом, но на этом процесс не завершился. Еще предстоит шестимесячное конкурсное производство, то есть последний этап банкротства, при котором распродается имущество владельца. По словам юристов, кредиторам не на что рассчитывать, поскольку имеющуюся денежную массу разделят поровну, и в итоге они почти ничего не получат. Большим вопросом остается и кредит, данный туроператору крупнейшим госбанком по распоряжению Владимира Путина. На каких условиях он был дан, на какой срок и под какие проценты — публично не сообщалось. Но это, пожалуй, уже немного другая история.
Кредиты и долги
После «Ланты» «посыпались» и небольшие фирмы. Одни ушли тихо, другие — с громкими заголовками в СМИ и с нелицеприятными последствиями для туристов. Благо в большинстве из них сумма гарантий все же покрывала требования всех потерпевших, а если нет, то вмешивалось государство и в ручном режиме исправляло ситуацию. «Миллениум туризм», «Глобал-тревел интернешнл», «Эль-вояж», «Черри-тур», «Вокруг света», «Идеальный мир»... Последним павшим бойцом стал московский мелкий ТО «Новый век». Оглашаемая причина схожа со многими другими: работа в долг, кредиты и, как следствие, невозможность обслуживать свои собственные задолженности.
— Мы примерно подсчитали, что за прошедший год пострадало приблизительно восемь тысяч туристов. Конкретной цифры по разорившимся фирмам у нас нет. Такого количества банкротств в России до этого не было, — говорит пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. — А что касается недавних крахов, то по «Новому веку» идет сбор документов. Все средства клиентов будут возмещены — финансовая ответственность ТО это сделать позволяет.
Проблемы огромных кредитов, незаполненных собственных чартеров и гостиниц, которые туроператоры вынуждены проплачивать чуть ли не за полгода вперед, демпинга, жесткой конкуренции игроков рынка тихо зрели около 17 лет. Однако власти обратили на это внимание только тогда, когда уже не было возможности не замечать набухший мыльный пузырь.
— В советский период в стране было туристическое движение, ориентированное в основном на «дикий» отдых. После развала Союза, потери основных курортов на территории современных Украины, Грузии, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Литвы и других республик в России турсфера вообще отсутствовала. Но, с другой стороны, в это же время появляются и зачатки современного турбизнеса, сомнительных принципов работы. С середины 90-х долго не было никаких банкротств не потому, что все работали честно, а потому, что долги туроператоров, их незалатанные дыры росли. Разница между доходами и тратами увеличивалась, зарабатываемые деньги не покрывали расходов, — говорит директор туркомпании Ирина Олейникова. — И вот наступил кризис 2008 года. Разрыв вырос еще в несколько раз. И через два года мы имеем «Капитал-тур», еще через два — «Ланту»...
В черно-серых тонах
Сегодня среди участников турбизнеса ходит множество слухов о несостоятельности одних туроператоров, слиянии других как наиболее оптимальном шаге для продолжения жизни... Однако, как жалуются турагентства, точно просчитать, кто умрет завтра, а кто останется на коне, — практически невозможно. Агенты (они продают готовые туры, сформированные операторами) достоверно не знают о финансовом положении своих партнеров и могут судить лишь по косвенным признакам. А ТО тщательно скрывают не только свои проблемы и схемы работы. Как говорят не только турчиновники, но и сами представители ТА и ТО, многие работают либо всерую, либо вчерную. Не всех туристов проводят по белой бухгалтерии, часть идет по другим, подпольным спискам.
— На самом деле мало кто знает, но реальное количество клиентов можно вычислить, подсчитав их страховки. Они включаются как в белую, так и в черную отчетность. Но их никто не проверяет, потому что налоговые органы просто не знают об этом, — рассказывает коммерческий директор туркомпании Светлана Шварева. — Все это делается, чтобы уйти от налогов или вообще их не платить, а, следовательно, снизить свои расходы.
Это же подтверждает и Российский союз туриндустрии (РСТ). Здесь, пожалуй, стоит рассказать об одном интересном факте. После банкротства «Ланты» и ряда мелких ТО Союз туриндустрии предложил всем операторам пройти добровольный аудит. Сделать это предлагалось для того, чтобы фирмы смогли понять свои ресурсы и оценить имеющиеся риски.
— Главное в турбизнесе — следить за тем, сколько денег сгорает у компании. И далеко не всем ТО удается успешно это делать. Неэффективная оценка убытков и прибыли, например, от гостиниц или чартеров, существенно вредит отрасли. Еще один удар — постоянная гонка и оплата услуг за сезон вперед. Это вынуждает ТО покрывать прошлые траты большими объемами на следующий год. А если ожидания не оправдываются, то убытки нарастают как снежный ком. Для большого игрока 10—15 тысяч рублей за сгоревший авиабилет ничего не значат, поскольку обороты миллиардные. Но все это копится, добавляется к кредитам и в результате ставит под угрозу существование компании, — объясняет гендиректор онлайн-сервиса по продаже билетов Александр Сизинцев, работающий в турбизнесе около 20 лет.
Предлагаемые условия проверки РСТ были вполне демократичными. Если обнаруживаются проблемы, то полученная информация не разглашается, но игроку даются рекомендации и шанс все исправить. Если нарушений нет, то данные о том, что оператор стабилен, публикуются для общего пользования.
— Мы получили только одну заявку, и то от руководства туроператора, которого я сама уговаривала подать запрос, — вспоминает пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. — И что вы думаете, в конечном итоге кто-нибудь решился пройти аудит? Никто этого не сделал. И даже та турфирма, которая обещала, сделала вид, что забыла.
Кроме того, по словам Тюриной, прямым следствием работы «по-черному» стал тот факт, что все иностранные компании постепенно свертываются с российского рынка и уходят. Они работают честно, платят налоги — и со временем понимают, что проигрывают в неравной борьбе.
Агенты и операторы
Тенденции, порожденные кризисом, не менее интересны. Между туроператорами и турагентами наметился раскол. С некоторых пор операторы начали открывать свои представительства, расширяя спектр оказываемых услуг, но при этом минуя своих прямых партнеров — турагентства, соответственно, не платя им комиссии за продажи. В итоге ТО отбирает часть туристов у собственных ТА.
— Хотя турагентская и туроператорская деятельность находятся в одной области, это совершенно не значит, что эти стороны занимаются одним и тем же. Оператор формирует туры, занимается гостиницами и чартерами. У него масштабная организаторская работа. У турагентства всего этого нет, но зато они качественно и хорошо умеют продавать уже сформированный пакет. ТА знает весь спектр туров и профессионально подбирает путешествия для конкретного человека. Это два разных бизнеса, не терпящих дилетантского подхода, — объясняет основы турбизнеса директор ТА Ирина Олейникова.
— Так сложилось, что точка продаж туроператора не может полноценно и качественно обслужить своего же клиента. Чем крупнее ТО, тем ниже уровень сервиса. Это элементарная жадность, они не понимают, что вредят сами себе, — высказывает свое мнение руководитель ТА Андрей Свободин.
Но есть и положительные моменты. Если раньше жутчайший демпинг из-за избытка авиаперевозок заставлял операторов все больше снижать цены, чтобы хоть за минимальную сумму продать билеты на собственные незаполненные чартеры и, получив какие-то деньги, залатать имеющиеся дыры, то сегодня ситуация немного изменилась. Игроки начали договариваться об объемах перевозок.
— Посмотрев на печальный опыт «Ланты» и «Капитала», операторы хоть чему-то научились. Они не пытаются выкупить огромное количество мест, отказываются от амбициозных планов, — говорит Ирина Тюрина. — Демпинг все же есть. Но он ниже, чем в первой половине года.
Теперь некоторые операторы начали более эффективно распределять свои квоты, договариваться между собой о совместном заполнении чартерных авиарейсов.
И тем не менее системные проблемы не решены. Практически все участники рынка и представители госструктур в один голос прогнозируют, что банкротства продолжатся.
— Мне кажется, что количество операторов сократится на 10—20 процентов. Но надо сказать, что основная масса все-таки работает честно, поскольку все аферы происходят в Москве, — говорит пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.
Более радикальной позиции придерживается Светлана Шварева.
— Крупные операторы в долгах, у них продолжает увеличиваться кассовый разрыв. Многие из них просто заигрались и влезают во все большие кредиты. Все, конечно, молчат о своем финансовом благополучии, но разные слухи ходят постоянно. Первая десятка гигантов умрет, первая тридцатка — уже банкроты. Останутся только те, у кого есть финансовая подпитка со стороны, и те, у кого в кредиторах терпеливые банки, — высказывается Светлана.
По словам представителей туриндустрии, стабильно будут работать только нишевые фирмы. Они, как правило, не влезают в большие кредиты, а если и берут в долг, то не на долгий срок и, отыграв сезон, отдают деньги обратно. Кроме того, у них примерно постоянное количество туристов, поэтому они не набирают чартеров и гостиниц, которые оказываются для них неподъемными.
— Есть тенденция и к уплотнению, сливанию больших ТО с мелкими. Последние присоединятся к сетевым или тихо уйдут с рынка. Мне кажется, что в конечном итоге останутся 5—7 операторов. Это положительно скажется на рынке, будет проще работать. Поскольку вместе с операторами уйдут и подозрительные агентства, которые частенько собирают деньги с туристов и исчезают, как будто их и не было. Слабых не останется, рынок будет более организованным, — говорит Ирина Олейникова.
Системные решения
За этот год было два основных момента, которые с законодательной точки зрения повлияли на общую атмосферу рынка. Во-первых, приняли поправки к закону о турдеятельности, касающиеся увеличения финансовых гарантий операторов. Теперь фиксированная сумма в 30 млн руб. предусматривается только для операторов с оборотом не более 250 млн. Для всех остальных размер финобеспечения составляет 12% от средств, полученных от реализации турпродукта. Новый расчет ориентирован на защиту прав туристов в случае банкротства туроператора.
Второе событие — создание объединения «Турпомощь», которая должна вернуть туристов домой в случае опять же неожиданного краха ТО. В рамках нее создается некая финансовая подушка, фонд, основанный на отчислениях участников рынка в размере 0,1% годового оборота. Причем эта сумма не должна быть меньше 100 тыс. руб. Кроме того, есть 0,05% от реализации турпродукта, идущих на содержание аппарата организации. Все операторы обязаны вступить в объединение до 5 мая следующего года. Сейчас в реестре насчитывается порядка 2,3 тысяч компаний. В идеале общий фонд будет равен 230 млн руб.
Помощь окажут только организованным туристам — тем, кто отправился за границу, предварительно заключив договор с туркомпанией. При этом деньги не будут тратиться на оказание медицинской помощи, на возвращение тех, кто вдруг оказался без средств к существованию, или во время внезапно начавшихся военных действий или стихийного бедствия. Другими словами, фонд можно будет тратить только тогда, когда произойдет сбой в операторской цепочке.
Впрочем, последнее государственное изобретение, как считают некоторые представители бизнеса и официальных структур, было скорее не продуманным шагом, чтобы убрать все имеющиеся проблемы, а быстрой потугой «сделать хоть что-нибудь» в условиях кризиса.
— Системных проблем объединение так и не решило. Хотя вопрос экстренной помощи по возвращению наших туристов на родину все-таки улажен, — говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.
— Как это будет работать, пока не совсем понятно. Там нужно платить, а никто не хочет. Крупные операторы не торопятся. Структура не решает ключевых проблем, это всего лишь попытка что-то сделать, но не более того. Она убирает следствия, никак не затрагивая причин, — высказывает свою точку зрения г-жа Шварева.
Нужно сказать и о том, что создание «Турпомощи» срежет часть операторов. Поскольку для мелких ТО 100-тысячный взнос окажется неподъемным. Им придется сливаться с другими более крупными игроками.
Что делать?
О том, что же все-таки нужно сделать, чтобы избавиться от всех огрехов системы, рассуждают сами представители турбизнеса.
— Чтобы обезопасить туристов от банкротств операторов, можно было бы вносить в страховку тура пункт от невыезда в случае краха ТО. Что же касается самих операторов, то действенной мерой была бы их поддержка со стороны государства. Например, налоговые преференции, — высказывает свою позицию Александр Сизинцев.
Эффективным шагом к тому, чтобы убрать «серо-черные» схемы работы в этой сфере, станут элементарные проверки налоговой и трудовой инспекций, которых сейчас нет. Однако если говорить об аудите финансового состояния, то, как оказалось, им заняться вообще некому.
— Ростуризм проверяет подлинность документов, их соответствие стандартам и нормам. Даже если у нас есть информация о том, что у оператора проблемы, мы не имеем права проверять его финансовое положение или исключать из реестра. А Роспотребнадзор занимается уже последствиями краха. Поэтому нужна отдельная служба, — говорит пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.
А вот как завершила свои размышления Ирина Тюрина: «У российского рынка нет аналогов в мире. Он очень большой, и как сделать так, чтобы в нем все работало четко, никто не знает. Пока оптимальных вариантов нет».
Интересно, что ни один крупный туроператор не согласился комментировать нам общую ситуацию на рынке...