То, что музею Маяковского необходим капитальный ремонт и замена коммуникаций (которая не проводилась 22 года), понятно всем. Об этом писала в 2011 г. в департамент культуры Светлана Стрежнева (руководившая музеем больше 30 лет, в день пикета она написала заявление об увольнении «по собственному»): хотя, что проблемы с вентиляцией, системой пожаротушения, трубами возникли, знали и раньше. Но как именно должен пройти этот капремонт и реконструкция — вот острый вопрос, который породил в музее нешуточный раскол.
«Уникальную экспозицию, которая привлекает множество иностранных туристов в наш музей, демонтировать нельзя — потом ее не смогут восстановить», — уверена старший научный сотрудник музея Маяковского Марина Краснова, одна из участниц протестного пикета.
«Нужно вывезти из экспозиции 300 вещей с инвентарными номерами и 186 редких книг на временное хранение, иначе они могут пострадать во время работ», — уверена и.о. директора Надежда Морозова.
Выслушаем обе точки зрения.
— Что мы можем ожидать от человека, который называет музей «четырьмя стенами и подвешенной комнатой»? Надежда Морозова не представляет, что такое управление музеем, потому что раньше работала в фондах; она не пытается найти с сотрудниками общий язык. Мы требуем избрания нового директора по конкурсу и создания комиссии, в которую войдут создатели экспозиции: она будет следить, чтобы уникальная коллекция не пострадала во время ремонта. Компания, которая работала раньше, предложила вариант, как поменять коммуникации без демонтажа. Сейчас компанию меняют. И я знаю, что есть приказ о реэкспозиции музея — то есть речь идет о ее обновлении. Мы готовы на новые акции протеста.
— В фондах музея более 50 тыс. единиц хранения, в постоянной экспозиции только малая часть. На пикете сотрудники заявили, что у вас есть свой проект модернизации. В чем он состоит и предполагает ли показ этих фондов, которые не выставлялись уже десятилетия?
— Есть проект Тараса Полякова, но он даже не рассматривался. Согласно нему, можно использовать технические помещения, которые освободятся после ремонта, — это подвал и пятый этаж. Там можно было бы делать временные проекты, открыть кафе. Что касается фондов — не каждую вещь оттуда можно выставлять: они ветхие.
Что ж, теперь мы никогда не узнаем, что сокрыто в фондах музея Маяковского? Спрашиваем Надежду Морозову, как она видит музей Маяковского после ремонта и что собирается делать с экспозицией и разгневанным коллективом.
— Из экспозиции будут удалены те предметы, которые находятся в Госреестре. Но пока рано что-то конкретное говорить — мы еще ведем переговоры с компанией, которая будет делать капремонт. Коллектив высказывает свою позицию — я им не мешаю. К сожалению, на собрании от сотрудников я не услышала никаких конкретных предложений, только оскорбления. В фондохранилище музея — более 50 тысяч единиц хранения: фотографии, мемориальные вещи, рукописные документы, автографы, фонд книги и изобразительного искусства. По каждому разделу будут подготовлены выставки из цикла «Шедевры из собрания Музея В.В.Маяковского». В основном их покажут в Доме Чехова (ул. Малая Дмитровка, д. 29, стр. 4), который нам предоставили на два года для экспонирования. Будут проекты с ГТГ и ГЦСИ.
Хотелось бы, чтоб все было так: чтоб и экспозицию сохранили, и фонды показали (а то на выставку, которая стоит уже много лет и не меняется, особенно не находишься), и ремонт сделали, и коммуникации починили. Только вот возможно ли это при отсутствии взаимопонимания?