Заседания комитетов СФ обычно проходят в открытом режиме. В пресс-службе палаты «МК» подтвердили, что утром 24 декабря менять этот режим не планировалось. Однако глава комитета Михаил Маргелов неожиданно решил выставить прессу за дверь, мотивировав это тем, что «головным комитетом по данному закону является Комитет по конституционному законодательству, а мы — комитет-соисполнитель».
Оглашенные Маргеловым аргументы «за» давно известны: Акт Магнитского принят вместо поправки Джексона—Вэника, это вмешательство в дела суверенного государства. Но есть и хорошие новости: денонсацию ранее заключенного с США Соглашения об усыновлении в законе не пропишешь — внести этот вопрос на рассмотрение парламента должен лично президент. В любом случае соглашение будет продолжать действовать еще год после того, как Россия выйдет из него в одностороннем порядке. А это значит, что хотя бы те 49 сирот, в том числе 9 инвалидов, которые сейчас ждут усыновления гражданами США, успеют обрести новую семью.
Самое интересное началось, естественно, после удаления журналистов из зала — но корреспонденту «МК» удалось остаться внутри еще на несколько минут. С коллегами г-н Маргелов говорил языком не агитпропа, но дипломатии. «Мы собрались для широкого подробного разговора, и очень профессионального, — сказал сенатор. — Напомню, что в отличие от профильного комитета Госдумы, у которого давно уже нет рабочих отношений с профильным комитетом Палаты представителей, у нас и с Джо Байденом, который вице-президент, и с Джоном Керри, который будет госсекретарем, прекрасные личные отношения и рабочие отношения у комитета. С 2003 года Совет Федерации — один из четырех сенатов в мире, который имеет юридически закрепленные отношения с Сенатом США, постоянные действующие рабочие группы Сената США и СФ — в этом формате мы работаем и, надеюсь, будем продолжать работать. Мы как были палатой профессионалов, которые будут продолжать профессиональный контакт с американскими законодателями, так, наверное, это и продолжится».
Очевидно, профессиональные дипломаты прекрасно понимают нежелательные международные последствия «закона анти-Магнитского». И в отличие от депутатов Госдумы хотят по возможности самортизировать удар, который этот шаг нанесет имиджу России. «Война списков, игра на повышение ставок. К чему призывают горячие головы в Америке, и у нас эти меры находят поддержку, — это не наш путь, единственный нормальный метод — поиск компромисса», — сказал присутствовавший на заседании замглавы МИД Сергей Рябков.
В результате комитет рекомендовал палате принять закон, но, как сказал прессе зампредседателя Валерий Шнякин, «с рядом замечаний и своих предложений к закону». В чем заключаются эти оговорки, Шнякин не уточнил: по его словам, формулировки прорабатываются. Иными словами, пока их не существует в природе. Во вторник утром скандальный закон поступит на рассмотрение профильного комитета Верхней палаты, а в среду будет вынесен на заседание Совфеда.
Похоже, сенаторам поступили новые вводные. Поэтому окончательное решение комитета в понедельник не было распространено, а корреспондента «МК» пригрозили лишить аккредитации за двухминутную цитату Маргелова, которую вы прочитали выше в этом тексте. Так что даже если «закон анти-Магнитского» и не вызовет новой «холодной войны» между Россией и США, для журналистов она уже наступила.
Между тем думские единороссы из профильного комитета — не в курсе будущих оговорок. Напомним, сейчас поправки можно внести в закон, только если СФ его заблокирует и создаст согласительную комиссию, либо в уже действующий закон после его подписания президентом.
Наталья Рожкова
А КАК У НИХ?
В Великобритании тем, кто уже прошел проверку и получил разрешение взять ребенка, дадут возможность ознакомиться с базой данных о детях, а после усыновления семьям будет оказана дополнительная поддержка (например, взятым на воспитание детям до двух лет будут предоставлены места в яслях). Знакомство с базой данных о детях, находящихся в очереди на усыновление (то есть выбирать приемные родители смогут не вслепую), — самое крупное из нововведений, ради него придется менять британское законодательство. Усыновители смогут после принятия новых правил рассчитывать на дополнительный отпуск — чтобы могли лучше познакомиться с детьми. Предполагается, что новые меры помогут привлечь британцев к усыновлению сирот. В то же время проверка будущих родителей будет по-прежнему строгой и скрупулезной.