Молитва змеиному богу

В столичном регионе когда-то очень уважали пресмыкающихся

В наступающем году Змеи «сакральной столицей» России должно стать забытое всеми древнее селение, находящееся в сотне километров от Москвы, — ведь именно те места были выбраны нашими далекими предками для капища змеиного бога.

В столичном регионе когда-то очень уважали пресмыкающихся

С непривычки есть опасность запутаться, поэтому давайте сразу уточним: речь пойдет не о «женском», а о «мужском» названии. Так что город Шатуру с ее знаменитой ГРЭС «убираем за скобки» и все внимание обращаем на расположенное в полутора десятках километров от нее старинное село Шатур.

Это поселение считается одним из самых древних в Подмосковье и когда-то было «столицей» обширной территории, занимаемой теперь Шатурским и Егорьевским районами. Первое документальное упоминание о нем найдено в духовной грамоте великого князя московского Василия Дмитриевича — сына Дмитрия Донского, составленной в 1423 г. Однако еще задолго до того место это облюбовали наши пращуры. С дохристианских времен пришло к нам и странное название: шат-ур — капище змеиного бога.

— Змеи были в чести у наших пращуров, — рассказывает исследователь языческих славянских культов Алексей Танат. — Правда, специалисты утверждают, что «объектом симпатий» были отнюдь не гадюки, а безобидные ужи: у некоторых племен они выполняли роль этаких домовых — считались защитниками дома от злых сил.

По словам Алексея, в ту «доисторическую» пору люди почитали змей очень мудрыми тварями и в быту частенько принимали решения, ориентируясь на поведение представителей змеиного племени; кроме того, наши предки со временем приспособились извлекать и чисто практическую пользу из близкого знакомства с безрукими-безногими гадами: змеиным ядом удавалось лечить некоторые болезни, им смазывали наконечники боевых стрел... На уцелевших древних жертвенниках, керамических сосудах сохранились в числе прочих и изображения пресмыкающихся. Причем самым распространенным был «змеиный» узор, состоящий из двух таких гадов, которые сплелись в единую спираль и повернули головы в разные стороны.

В болотной трясине скрывается ритуальный камень славян-язычников.

— У язычников, живших когда-то в средней полосе, одним из почитаемых божеств был Ур — змеиный царь. К нему обращались с молитвами об удачной охоте, кроме того, этот змеебог «покровительствовал» зарождающейся древнейшей металлургии — добыче и переработке болотной руды.

...Надо сказать, что лучшего антуража для размещения «представительства» повелителя пресмыкающихся трудно придумать. Шатур находится на невысоком холме у берега речки Поли, а вокруг на километры — дремучие леса и топкие болота. Уже несколько десятилетий эти места упорно «отвергают» постоянное присутствие человека. Лет 300–350 назад Шатур числился в переписных книгах «погостом» (таким словом обозначали тогда административный центр управления несколькими соседними деревнями). Здесь стояли две церкви, куда на праздничные службы собирался народ со всей округи. Позднее, в XIX в., открыли две школы с общежитием для учащихся крестьянских детей из отдаленных деревень. В селе, неподалеку от которого проходила оживленная дорога из Бронниц на Владимир, ежегодно устраивали ярмарки. Однако к концу прошлого столетия былое процветание сошло на нет. Давно заросли колеи древнего Бронницкого тракта, а новые магистрали обошли село стороной, сгорели одно за другим церковные и школьные здания, разъехались по другим селениям местные жители... Даже предпринятые в советские годы попытки промышленного освоения этих мест закончились малоуспешно. От тех времен в окрестностях древнего поселения сохранились лишь заброшенные торфоразработки, насыпи давно ликвидированных узкоколеек, зарастающие дренажные канавы... Похоже, змеиный бог оказался недоволен столь масштабным вторжением людей в его исконные владения!

Случайный путник, забредший в шатурскую глухомань, может увидеть на месте сгинувшего села несколько домов, теснящихся вокруг разбитой колокольни и большого кладбища. Но где же следы языческого капища? Неужели на карту прокралось название-обманка? Подобные подозрения категорически отверг краевед и исследователь аномальных зон методами биолокации Сергей Замятнин, с которым довелось побеседовать корреспонденту «МК».

— В свое время, обследовав окрестности Шатура, я зафиксировал мощные энергоактивные зоны. Пожалуй, здешний «букет» — одна из самых значительных геопатогенных аномалий, обнаруженных мною в Подмосковье. Причем наряду с положительными зонами прослеживаются и места с ярко выраженной отрицательной энергетикой. Известно, что наши далекие предки прекрасно умели определять геопатогенные зоны и именно здесь устраивали капища своих богов, где совершались различные ритуальные обряды, жертвоприношения... В результате к природной аномалии добавлялась так называемая намоленная энергетика, благодаря которой каждая такая активная зона становилась еще более мощной. Так что история с капищем змеиного бога, якобы находившимся когда-то на месте нынешнего селения на реке Поле, вполне похожа на правду. К слову сказать, среди болот неподалеку от нынешнего Шатура я наткнулся на огромный валун, почти полностью погрузившийся в землю. Как он оказался среди торфяников? Загадка. Может быть, эта глыба и воплощала для славян-язычников символ таинственного повелителя змей, выполняла роль ритуального камня для капища змеиного бога?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру